Главная / Профессионально-должностная подготовка офицеров / ОГП подготовка / Сущность и содержание вопросов воинской дисциплины в военных структурах

Сущность и содержание вопросов воинской дисциплины в военных структурах

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в Указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Оно стало употребляться как синоним порядка и послушания. 

В Русской, как, впрочем, и в ряде передовых европейских армий, проблеме дисциплинирования войск повсеместно уделялось большое внимание. Примерно с середины XIX века тактика действия войск начинает претерпевать серьезные изменения, вызванные военно-техническим прогрессом, который, в свою очередь, обусловил возрастание роли и значения отдельного офицера и солдата на поле боя. Все большее число военачальников и теоретиков военного искусства утверждаются во взглядах на дисциплинированность воина как на результат и состояние его нравственных и духовных сил, степень осознания и принятия важности повиновения и беспрекословного исполнения долга во имя Отечества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым проиллюстрировать наиболее характерные определения сущности и требований воинской дисциплины того времени. 

История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению…». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и др. 

Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга. 

В течение многовековой истории Российского государства подходы к понятию дисциплины изменялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея устрашения, строгости, даже жестокости. Но уже во времена А.В. Суворова в Русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические и правовые взгляды на дисциплину, обращение с солдатом как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. М.И. Кутузов дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания». Известный русский теоретик Д.И. Драгомиров в содержание воинской дисциплины включал: подчинение начальнику, исполнительность, преданность командиру, службе, государю, Отечеству, субординацию, чинопочитание. В известных требованиях к солдату он на второе место после преданности Родине до самоотвержения ставил дисциплину и дисциплинированность. 

В Дисциплинарном уставе императорской армии было записано: «Дисциплина состоит в строгом и точном соблюдении правил, предписанных военными законами. Поэтому она обязывает строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказание начальства, сохранять во вверенной команде порядок, добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять поступков и упущений подчиненных без взыскания». 

Немало на эту тему высказываний царских военачальников. «Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению… Дисциплина заключается в том, чтобы вызвать на свет Божий все великое и все святое, таящееся в глубине души самого обыкновенного человека» (М. Драгомиров). «Дисциплина есть душа армии» (А. Попов). «Без дисциплины человек прежде всего трус и неспособен к войне» (А. Колчак). «Русской армии соответствует дисциплина, осмысленная по существу, но жесткая по форме» (А. Керсновский). Выдающийся отечественный историк Н.Н. Головин, подчеркивая роль и значение дисциплины в бою, писал: «Человек сражается не для борьбы, а ради победы». Воинскую дисциплину русский полководец П.А. Румянцев считал «душою службы». Он выступал за строгое, непременно однообразное и точное исполнение гарнизонной службы и знание солдатом своих прав и обязанностей. Воспитательная система, по его мнению, заключалась в стремлении установить разумную дисциплину, сознательное отношение к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина. 

Уже в тот исторический период в просвещенных слоях общества и в среде наиболее передовых военных господствовало мнение о необходимости проведения военных реформ, которые бы позволили существенно улучшить военное образование, подготовку и воспитание личного состава армии, и в особенности низших чинов. Сознательную и высокую дисциплинированность солдат и офицеров предполагалось достигать как производную от целенаправленного воспитания и развития таких личностных качеств, как благочестие, вера, добросовестность, духовность, исполнительность, нравственность, ответственность, повиновение, преданность, служение, совесть, сознательность и честность. Учитывая важность всех вышеперечисленных личностных оснований дисциплинированности, тем не менее, нельзя не отметить, что в обществе, правительстве и военном управлении российского государства первоочередное внимание уделялось культивированию следующих черт воинов.

Благочестие – истинное богопочитание (набожность, религиозность), благоговейное признание божественных истин и исполнение на деле и в военном быту законов и заповедей Господних. Благочестие – основное свойство воина христолюбивого, которым всегда был (считался) русский солдат. 

Добросовестность – честное и тщательное исполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств; добрая совесть, правдивость, богобоязненность, старательность, усердие. Добросовестность – главная черта характера военнослужащего во все времена. 

Исполнительность – способность практически осуществлять и воплощать в жизнь решения; хорошо, скоро, точно, надежно и инициативно выполнять приказы, обязанности и поручения. «Исполнительность, требуемая воинской службою, характеризуется точностью и быстротою исполнения приказаний на подкладке безграничного самоотвержения и при условии полной деятельности ума» (М. Драгомиров). 

Нравственность – высшее чувство, которое побуждает воина к добру, самоотверженному исполнению воинского и гражданского долга, победе; соблюдение норм общественного поведения, требований морали; стремление к общей пользе; совокупность душевных психических свойств; моральные качества военнослужащего; поведение, основанное на нормах и обычаях морали. 

Ответственность – возложенное или взятое обязательство отчитаться за свои действия, поступки, за их возможные последствия, результаты деятельности. Ответственность возникает в связи с наделением военнослужащего определенными правами и обязанностями. Она связана с высокоразвитым чувством долга, добросовестностью, с пониманием важности воинской службы. «Всему своя самостоятельность и своя ответственность. Не признавая первой, отучаешь от второй» (М. Драгомиров). 

Повиновение – беспрекословное исполнение требований присяги, приказаний и распоряжений; послушание, подчинение. «Повиновение законам есть вещь священная» (П. Пестель). «Повиновение – основа воинской доблести» (В. Даль).

 

Совесть (совестливость) – внутреннее сознание добра и зла; «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение какого- либо поступка; чувство, побуждающее к добру, истине, отвращающее от лжи и зла; сознание моральной ответственности за поведение перед собой и обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Совесть – важный регулятор поведения воина, обязанного служить не за страх, а за совесть. «Чтобы выработать в человеке прочное сознание долга, надо пробудить в нем совесть» (Ф. Гершельман). 

Дисциплинированность – это требования дисциплины, исполнение которых стало для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Она является проявлением ответственности воина за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы – интересам боеготовности подразделения, части, корабля. 

Таким образом, понятие «дисциплинированность» – это специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели. 

Внешние показатели дисциплинированности: 

– строгое соблюдение воинского порядка; 

– точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников; 

– бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач; 

– образцовый внешний вид. 

Внутренние показатели дисциплинированности: 

– убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины; 

– знание уставов и наставлений, требований военной службы; 

– умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины; 

– навыки и привычки дисциплинированного поведения; 

– самодисциплина. 

Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач воинам предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины. 

Воинская дисциплина – один из видов государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины (общественной, трудовой, финансовой и т. д.) обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех распоряжений и т. д. Понятие «воинская дисциплина» включает в себя: 

– обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; 

– совпадение целей законности и воинской дисциплины; 

– детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; 

– повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; 

– обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; 

– дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; 

– единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п. 

Дисциплина – выражение высокой нравственности, ведущей к победе и подвигу; основное требование долга, заключающееся в отречении от личной и проведении единой (общей) воли, осуществлении единодушия; обязательное для всех подчинение порядку и правилам; знание и постоянное исполнение своих обязанностей. Дисциплина представляет собой краеугольный камень воинского духа. Она слагается из сознательности, добровольности, законности, воинского воспитания, повиновения, субординации и чинопочитания (внешнего проявления дисциплины). Дисциплина предполагает необходимость: любви к Отечеству, инициативы при умении повиноваться, военного товарищества, храбрости, сохранения порученного материального имущества, военного обучения и т.д.

Adblock detector