Главная / Жилищное обеспечение / Военная ипотека / Правовые последствия ошибочного включения военнослужащего в реестр участников НИС

Правовые последствия ошибочного включения военнослужащего в реестр участников НИС

Правовые последствия ошибочного включения военнослужащего в реестр участников НИССтатьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим гарантировано право на обеспечение жилыми помещениями в форме:

  • предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений 
  • предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одной из форм обеспечения жильем является предоставление денежных средств участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определен перечень участников данной системы.

Вместе с тем, несмотря на законодательное закрепление данного перечня, на практике возникают ситуации, при которых происходит ошибочное включение военнослужащих в реестр участников НИС.

Разумеется, указанное обстоятельство порождает определенные правовые последствия как для самого ошибочно включенного в реестр военнослужащего, так и для уполномоченных, регистрирующих органов и должностных лиц воинских частей, отвечающих за организацию работы по ведению реестра участников НИС.

В целях минимизации отрицательных последствий имеется необходимость прекращения правоотношений с ошибочно включенным в реестр участников НИС военнослужащим.

Каким образом происходит прекращение данных правоотношений?

Анализ правовых норм, регламентирующих механизм функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, позволяет сделать вывод о том, что прекратить правоотношения возможно двумя способами.

Во-первых, путем исключения (исключить — означает устранение, удаление из состава чего-нибудь) военнослужащего из реестра участника НИС.

Частью 3 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе предусмотрено, что основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС является:

  • увольнение его с военной службы;
  • исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
  • исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

Изданные во исполнение указанного закона постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. № 89, от 7 ноября 2005 г. № 655 также отражают данные основания для исключения военнослужащих из реестра участников НИС.

Аналогично обстоит дело и с приказами федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба (приказы ФСБ России от 13 марта 2017 г. № 136, ФСО России от 23 ноября 2005 г. № 450, Минобороны России от 24 апреля 2017 г. № 245 и др.).

Содержание названных правовых норм указывает на то, что военнослужащий может быть исключен из реестра участников НИС только при наличии оснований, указанных в законе. Указанное обстоятельство логично в силу того, что закон заведомо не должен предусматривать ошибочного включения военнослужащих в реестр.

Однако вопрос о том, как все-таки прекратить возникшие правоотношения, остается.

Во-вторых, согласно п. 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, в случае ошибочного открытия указанного счета уполномоченный федеральный орган аннулирует регистрационный номер участника НИС, при этом средства накоплений для жилищного обеспечения, учтенные на счете, возвращаются в федеральный бюджет.

Аннулирование — есть отмена, объявление недействительным какого-либо акта, договора, прав или полномочий.

В нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба, не раскрывается напрямую процесс аннулирования, вместе с тем указываются основания для внесения изменений в реестр участников НИС.

Так, например, пунктом 19 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны России от 24 апреля 2017 г. № 245, в качестве основания для внесения изменений предусмотрено несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр участников НИС, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС.

При наличии указанного основания федеральный орган исполнительной власти представляет в регистрирующий орган (ФГКУ «Росвоенипотека») в соответствии с п. 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655, сведения о внесении изменений в реестр.

На примере Минобороны России указанные сведения представляются подразделениями жилищного обеспечения в виде сводной таблицы изменений, которые направлены на присвоение иного признака участника НИС.

На первый взгляд указанные действия (исключение, внесение изменений) являются идентичными. Однако, с логической точки зрения если участник включен в реестр, то он должен быть и исключен из него.

Практика рассмотрения судами общей юрисдикции дел, связанных с исключением из реестра участников НИС, закрепила позицию о незаконности исключения из реестра НИС.

Данной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации.

В своем определении от 15 июня 2017 г. по делу № 206-КГ17-4 суд указывает, что аннулирование регистрационного номера участника НИС в случае ошибочного открытия именного накопительного счета возможно только до предоставления участнику НИС средств накоплений, учтенных на этом счете, то есть до исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего, а также, что отсутствуют основания (предусмотренные Законом) для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета.

Судом в качестве обоснования позиции указывается, что в противном случае такой военнослужащий не может быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Вывод.

Таким образом, можно прийти к выводу, что возникшие правоотношения между военнослужащим и уполномоченным органом и должностными лицами, отвечающими за организацию работы по ведению реестра участников НИС, прекращаются не в результате исключения из реестра, а в результате внесения изменений в него.

Следует отметить, что указанное обстоятельство, а также низкий уровень разъяснительной работы в воинских частях порождает непонимание у военнослужащих и как следствие обращения в судебные органы за защитой своих прав с административными исковыми заявлениями об оспаривании незаконного, по мнению военнослужащих, исключения из реестра.

 

Автор: Иванов В. Ю., юрист

Adblock detector