Главная / Жилищное обеспечение / Права военнослужащих на жилище

Права военнослужащих на жилище

Права военнослужащих на жилищеПраво военнослужащих на жилище может стать реальностью только в том случае, если имеются соответствующие гарантии реализации данного важней­шего социального права.

Под гарантиями (от фр. garantie – ручательство, условие, обеспечивающее что-либо) понимаются материальные, финансовые, организационные, духовные и Юридические условия и средства, обеспечивающие военнослужащим возможность получать установленные законодательством виды довольствия, компенсации, Пользоваться правами, свободами, льготами. Гарантии в жилищном обеспече­нии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направ­ленных на реализацию жилищных прав военнослужащих.

Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гаран­тии, под которыми понимаются, содержащиеся в нормах права средства и спосо­бы защиты прав и свобод личности, а также правомерная деятельность государ­ства, правоохранительных органов, а также органов местного самоуправления, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение. Система юриди­ческих гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военно­служащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность при­менения военнослужащими законных способов и средств восстановления нару­шенных прав, в том числе через обращение в суд (субъективные гарантии).

Таким образом, «гарантии – это правовые средства, направленные на обеспе­чение реализации того или иного права человека. Конкретное право каждого человека может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить».

К основным гарантиям жилищных прав военнослужащих относятся:

  • наличие правовых норм, юридически закрепляющих необходимый объем их жилищных прав;
  • достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законода­тельства о жилищном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с во­енной службы;
  • законодательно закрепленная обязанность государственных органов и долж­ностных лиц обеспечивать реализацию жилищных прав указанных категорий граждан;
  • наличие специальных уполномоченных органов и должностных лиц, в функ­циональные обязанности которых входите реализация жилищных прав военно­служащих;
  • предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение жилищных прав военнослужащих;
  • наличие юридически оформленных правил и процедур защиты и восстанов­ления нарушенных жилищных прав военнослужащих.

Комплекс гарантий жилищного обеспечения военнослужащих содержится в Федеральном законе «О статусе военнослужащих».

Данный закон в п. 1 ст. 15 закрепляет важное положение о том, что государство гарантирует военнослужа­щим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денеж­ных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предо­ставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных зако­нодательством, за счет средств федерального бюджета.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» закреплены следующие гарантии реализации права военнослужащих на жилище:

  1. установление предельного трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы для предоставления семье военнослужащего служебного жилого помещения по установленным нормам (п. 1 ст. 15);
  2. сохранение за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая вре­мени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) права на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу; запрет на сня­тие, указанных военнослужащих в течение пяти лет с учета в качестве нуждаю­щихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу (п. 1 ст. 15);
  3. возможность регистрации военнослужащих и членов их семей до получе­ния жилых помещений по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для проживания жилых помещений (п. 3 ст. 15);
  4. предоставление военнослужащим, имеющим в собственности индивидуаль­ные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, при переводе к новому месту военной службы в дру­гую местность служебных жилых помещений на весь период военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15);
  5. возможность бронировани занимаемых военнослужащими жилых поме­щений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением служебных жилых помещений, в случае направления военнослу­жащих для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условия­ми, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федера­ции или в указанных районах и местностях (п. 9 ст. 15);
  6. право органов местного самоуправления в первоочередном порядке предо­ставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперати­вы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых Домов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражда­нам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организаци­онно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы Которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим, проходящим воен­ную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Край­него Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15);
  7. запрет на снятие без их согласия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы кото­рых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достиже­нии ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (п. 13 ст. 15);
  8. право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которым жилые помещения предоставляются в собственность, на получение с их согласия жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления пло­щади жилого помещения, с оплатой излишка общей площади жилого помеще­ния за счет собственных средств таких граждан (п. 16 ст. 15);
  9. право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих трех и более детей, на внеочередное получение денежных средств на приобрете­ние или строительство жилых помещений либо жилых помещений в собствен­ность бесплатно или по договору социального найма (п. 17 ст. 15);
  10. предоставление отдельным категориям военнослужащих права на допол­нительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв. м (во­еннослужащие, имеющие воинское звание полковник, ему равное и выше, про­ходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командиры воинских частей; военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации; во­еннослужащие-преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военной образовательной организации высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования; военнослужащие, являющиеся научными работниками, имеющие ученую степень и (или) ученое звание) (п. 2 ст. 15.1);
  11. возможность предоставления жилого помещения общей площадью, пре­вышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома). Такое превышение может состав­лять не более 9 кв. м общей площади жилого помещения в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с воен­ной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, – не более 18 кв. м (п. 3 ст. 15.1);
  12. запрет на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ор­ганизационно-штатными мероприятиями военнослужащих, общая продолжи­тельность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без их согласия без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Рассмотренные жилищные гарантии свидетельствуют о том, что государст­во рассматривает военнослужащих как специальных субъектов жилищных пра­воотношений.

Как указывает З.Х. Акчурин, право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих – специальное право военнослужащих на жили­ще, обусловленное действием норм специального (военного) законодательст­ва в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении во­еннослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащих особого пра­вового положения (статуса), заключающееся в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке, предусмотренном законодательст­вом.

Adblock detector