Главная / Жилищное обеспечение / Основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и в собственность бесплатно

Основания признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и в собственность бесплатно

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации бесплатно или за доступную плату жилые помещения предоставляются малоимущим и иным указанным в законе категориям гражданам. Т. е., право на бесплатное получение жилых помещений предоставляется не всем нуждающимся в жилых помещениях, а только гражданам, признанным малоимущими, и категориям граждан, указанным в законе.

Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государств гарантирует предоставление жилых помещений в силу их особого правового статуса. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и ряд других нормативных правовых актов, которые устанавливают конкретные формы реализации таких гарантий.

Бесплатное предоставление жилого помещения военнослужащему и гражда­нину, уволенному с военной службы, юридически оформляется договором соци­ального найма или актом передачи жилого помещения в собственность указан­ным гражданам.

Для этих целей используются жилые помещения государствен­ного или муниципального жилищного фонда. При этом, исходя из ст. 49 ЖК РФ, из государственного жилищного фонда предоставляются жилые помещения военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы с оставлением в спис­ках нуждающихся в получении жилых помещений, а из муниципального жилищ­ного фонда – гражданам, уволенным с военной службы, вставшим на учет в ка­честве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по избранному месту жительства (в случае наделения данных органов в установ­ленном законодательством порядке государственными полномочиями на обес­печение указанных категорий граждан жилыми помещениями).

Исходя из анализа норм, содержащихся в ст. 15 Федерального закона «О ста­тусе военнослужащих», право на получение жилых помещений по договору со­циального найма имеют:

  1. военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональ­ных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования);
  2. военнослужащие, обеспечиваемые на весь период службы военной службы служебными жилыми помещениями, имеющие общую продолжительность воен­ной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы;
  3. военнослужащие, обеспечиваемые на весь период службы военной службы служебными жилыми помещениями, имеющие общую продолжительность 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  4. граждане, уволенные с военной службы до 1 января 2005 г., состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в органах мест­ного самоуправления по избранному месту жительства;
  5. граждане, уволенные с военной службы после 1 января 2005 г., состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту службы.

Что касается предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, то таким правом обладают военнослужащие, указанные в 1 – 3 и 5 приведенного выше перечня. Они имеют право выбора формы предоставления жилого поме­щения для постоянного проживания – по договору социального найма или в собственность бесплатно.

Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти и Федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по осно­ваниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

Согласно указанной статье граждана­ми, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соци­ального найма, признаются:

а)         не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социально­го найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору соци­ального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи соб­ственника жилого помещения;

б)        являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социаль­ного найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собст­венника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помеще­ния на одного члена семьи менее учетной нормы;

в)         проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

г)         являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственник жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Перечень заболеваний, упомянутых выше в п. «г», установлен постановлением Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 и включает:

  • активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
  • злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
  • хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • эпилепсия с частыми припадками;
  • гангрена конечностей;
  • гангрена и некроз легкого;
  • абсцесс легкого;
  • пиодермия гангренозная;
  • множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
  • кишечный свищ;
  • уретральный свищ.

Одним из ключевых понятий, применяемых при признании военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения, является учетная норма пло­щади жилого помещения, под которой согласно ст. 50 ЖК РФ понимается мини­мальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается соответствующим органом местного самоуправления. При этом размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставле­ния.

Для определения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов се­мьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственнос­ти, и делится на количество членов семьи.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях Российской Феде­рации приняты и действуют соответствующие правовые акты, устанавливаю­щие учетную норму. При этом во многих из них размер учетной нормы диффе­ренцирован в зависимости от типа жилых помещений, в которых проживают граждане.

Так, например, в г. Москве учетная норма установлена в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения для отдельных квартир и 15 кв. м. общей площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям (п. 3,4 ст. 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Аналогичный подход к определению учетной нормы площади жилого поме­щения применяется и в иных муниципальных образованиях.