Главная / Без рубрики / Организационно-методические основы работы с военнослужащими контрактной службы.

Организационно-методические основы работы с военнослужащими контрактной службы.

Подготовка военнослужащих высокой квалификации предполагает не только формирование соответствующего уровня профессиональной компетентности и психологической устойчивости, но и одновременное обеспечение надлежащего уровня сформированных качеств личности, достижению которых способствует профессиональное воспитание.

Профессиональное воспитание в широком смысле — это воспитание военного человека вообще, формирование и развитие у него комплекса качеств, необходимых гражданину государства и военнослужащему. В узком смысле — процесс формирования и развития у военнослужащих качеств, установок, привычек поведения, которые способствуют успешному выполнению должностных обязанностей.

В ВС РФ воспитание и обучение контрактников должны основываться на идее профессионализма. Ее определяют:

  • корпоративность (товарищество и братство в жизни, службе и быту, т.е. умение жить и действовать в специфических условиях жизни и деятельности подразделений), уважение и подчинение командирам;
  • стремление каждого в совершенстве овладеть специальностью;
  • повышенное чувство гордости за защиту Родины;
  • необходимость учиться на исторических примерах;
  • культ профессионального бойца, всегда готового встать на защиту Российской Федерации.

В содержательном плане воспитание военнослужащих контрактной службы целесообразно рассматривать как планомерное и целенаправленное воздействие на военнослужащих, коллектив или отдельные социально-психологические процессы с целью формирования и развития у военнослужащих устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей в условиях исполнения обязанностей военной службы.

К ключевым положениям воспитательного процесса относятся: субъекты и объекты воспитания, функции, принципы, методы, средства, формы воспитательной работы.

Субъектами воспитания являются государство (социальные институты и органы государственной власти); органы местного самоуправления; электронные и печатные СМИ; семья и близкие родственники контрактников; командиры (начальники); органы военного управления, кадровые, по работе с личным составом; профессиональные (воинские) коллективы ВС РФ; общественные организации.

Объектами воспитания являются в данном случае сержанты и рядовые, походящие службу по контракту, воинские коллективы ВС РФ.

Функции воспитания: формирующе-развивающая, профилактическая, мобилизации на выполнение конкретных задач, перевоспитания, побуждения к самовоспитанию.

Принципы воспитания — это исходные педагогические положения, которые служат руководящими нормами для воспитателя. Они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса.

К ним относятся: комплексность, адекватность, оптимальность, индивидуальность и дифференцированность, последовательность.

На основе принципов, с учетом целей и задач в конкретной ситуации происходят оптимальный выбор и использование методов, средств и форм воспитания и обучения.

Метод воспитания — определенный способ педагогического воздействия на военнослужащих и коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В практической деятельности используются следующие основные группы методов:

  • методы изучения: наблюдение, анализ результатов служебной деятельности, биографический метод, диалогические техники (собеседование, интервью, групповые дискуссии, оценочные беседы), опрос, анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик и др.;
  • методы воспитательного воздействия: убеждение, пример, оценка деятельности, поощрение, критика, порицание;
  • методы профилактики и самосовершенствования: переучивание, реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, использование различных санкций, критика и самокритика.

Основу любого метода наряду с приемами составляют и средства воспитания. Средства воспитания — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевого дежурства, боевая подготовка и т.д.), с другой — совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются при проведении различных воспитательных мероприятий, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование; наглядные и технические средства воспитания и обучения; информационные средства воспитания и обучения.

В реализации задач воспитания контрактников творчески применяются разнообразные формы.

Форма воспитательной работы — это определенное сочетание способа организации взаимодействия субъекта и объекта воспитания, метода (методов) и применяемых средств для достижения конкретной воспитательной цели.

Выбор методов и форм воспитательной работы в каждом конкретном случае определяется субъектом воспитания исходя из индивидуально-психологических особенностей военнослужащих- контрактников, морально-психологического климата в коллективах, а также задач, решаемых в процессе служебной деятельности, имеющихся возможностей (средств, подготовки субъекта воспитания, места проведения, характера объекта).

В воинской части общее руководство работой с личным составом (прежний термин — воспитательная работа) осуществляет командир (начальник). Заместитель командира (начальника) по работе с личным составом организует эту работу и несет ответственность за ее состояние.

Контрольно-методические функции и проведение данной работы возлагаются на органы по работе с личным составом.

Непосредственная организация и проведение работы с военнослужащими подразделений возлагаются на их командиров и заместителей по работе с личным составом.

Организация работы с личным составом в воинской части (подразделении) включает в себя: всестороннее изучение объекта воздействия; уяснение целей и задач предстоящей работы; планирование; постановку задач и координацию деятельности; определение оптимальных средств, методов и форм достижения цели; контроль и коррекцию; закрепление положительного опыта; оценку результатов деятельности; материально- техническое обеспечение.

Главными критериями оценки состояния работы с личным составом являются результаты служебной деятельности, уровень воинской дисциплины и законности в подразделениях.

В плане работы с личным составом целесообразно предусматривать проведение мероприятий по следующим основным направлениям: организационно-методическое обеспечение; информационно-воспитательная работа; социальная работа; культурно-досуговая работа; изучение организации воспитательной работы, морально-психологического климата в подразделениях, морально-психологического состояния личного состава; организация обучения должностных лиц, отвечающих за организацию воспитательной работы, оказание помощи в ее организации; взаимодействие с общественными организациями в сфере воспитания и социальной поддержки военнослужащих, ветеранов и членов их семей; психологическое обеспечение.

Таким образом, работа с военнослужащими контрактной службы — составная часть системы управления кадровыми ресурсами и включает в себя комплекс организационных, информационно-воспитательных, психологических и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной работы с целью формирования и развития у контрактников устойчивых качеств и установок, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам, методам, средствам и формам.

Adblock detector