Правовой уголок офицера

Вооруженных Сил Российской Федерации

Единовременная денежная выплата для приобретения жилого помещения

Расчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

Калькулятор денежного довольствия военнослужащего

Библиотека офицера

Последнее обновление 4.01.2017

Документов в проекте: 1116

Всего участников проекта: 241


Сегодня добавлено: 18 файлов

joomla

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение». 

«Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» - так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский. 

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают - по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение. 

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования. 

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов: 

- социальный статус; 

- особенности партнера по общению; 

- ситуация; 

- национальные традиции. 

Существуют общепризнанные принципы культуры общения: 

  1. Точность - умение четко и ясно излагать свои мысли.
  2. Понятность - доходчивость, доступность.
  3. Чистота речи - отсутствие лишних слов-сорняков или слов- паразитов (например, «как бы», «типа»).
  4. Выразительность - поддержание внимания и интереса слушателей.
  5. Уместность речи - соответствие целям высказывания и ситуации. 

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени. 

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений - «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки. 

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы». 

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул: 

1-й этап: начало общения. 

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. 

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения: 

- Разрешите с Вами познакомиться. 

- Я хотел бы с Вами познакомиться. 

- Позвольте с Вами познакомиться. 

- Давайте познакомимся. 

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует: 

- мужчина женщину; 

- молодой человек более пожилого; 

- человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени. 

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00). 

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи: 

- Очень рад Вас видеть. 

- Добро пожаловать. 

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д. 

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например: 

Торжественные ситуации:

- Примите наши самые теплые (горячие) поздравления! 

- Горячо поздравляем! 

- Скорбные ситуации: 

- Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования. 

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

 - Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите. 

- Вы так обаятельны. 

- Вы отличный специалист. 

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась. 

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию. 

Тема общения. 

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований: 

- не рассказывать о своих личных делах; 

- говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких; 

- если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают; 

- не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей; 

- невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности; 

- не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют; 

- не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи; 

- некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста; 

- не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово; 

- опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте...». Вообще интересоваться возрастом другого не следует; 

- не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте; 

- некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки. 

- редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах. 

Обращение. 

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования. 

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием. 

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы. 

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья». 

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый». 

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы: 

- Будьте любезны. 

- Будьте добры. 

- Извините. 

- Простите. 

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

 3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания: 

- Всего Вам доброго. 

- Разрешите проститься, попрощаться. 

- Надеюсь на скорую встречу. 

- До свидания. 

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого - облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.