Правовой уголок офицера

Вооруженных Сил Российской Федерации

Единовременная денежная выплата для приобретения жилого помещения

Расчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

Калькулятор денежного довольствия военнослужащего

Библиотека офицера

Последнее обновление 1.02.2017

Документов в проекте: 1122

Всего участников проекта: 451

joomla

Ответственность за руководство и организацию воспитательной ра­боты личного состава несет ко­мандир части, а непосредственно организацию и проведение воспи­тательной работы осуществляет за­меститель командира по воспита­тельной работе. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир (начальник) на ос­нове задач, решаемых в государст­ве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчинен­ных. Следовательно, командиры подразделений, начальники всех степеней, офицеры и прапорщики (мичманы) структур, штабов, служб в той или иной мере явля­ются субъектами системы воспита­ния военнослужащих в соедине­нии. части. 

Приказом МО РФ 1995 года № 235 определены основные направ­ления воспитательной работы: 

— общественно-государственная подготовка и информирование личного состава;

 — военно-социальная работа; 

— психологическая работа; 

— культурно-досуговая работа. 

Одним из испытанных и надеж­ных направлений формирования у личного состава высоких мораль­ных качеств, понимания важности выполнения воинского долга вы­ступают общественно-государст­венная подготовка и информирова­ние войск. ОГП многофункцио­нальна. Она решает просветитель­скую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его воору­женной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огром­ный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необ­ходимо, чтобы занятия по ОГП были интересными, доступными, позволяющими слушателям раз­мышлять самостоятельно. 

При правильной постановке де­ла общественно-государственная подготовка может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить заня­тия в форме диалога, давать воз­можность военнослужащим выска­зываться по наболевшим вопро­сам, находить такие формы заня­тий. которые способствуют наибо­лее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ОГП — это ка­нал двусторонней связи команди­ров (начальников) со своими под­чиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально-доверительны­ми. 

Одна из серьезных проблем со­временной информационной эпо­хи — противоречие между преж­ними формами и методами прове­дения занятий и новыми инфор­мационными технологиями. Вос­питывая личность гражданина-во­ина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели ранее, социально-информационном из­мерении. Даже с учетом испыты­ваемых сегодня финансовых труд­ностей во многих частях при про­ведении занятий по ОГП уже ис­пользуются видеофильмы. В на­стоящее время в соответствии с тематикой ОГП созданы и направ­лены в войска (силы) 20 учебных видеофильмов (выпуск 1, 2, 3, 4), которые могут успешно использо­ваться в качестве эффективного средства усиления восприятия и усвоения учебного материала сол­датами (матросами) и сержантами (старшинами). В перспективе эта работа будет продолжена. 

Базисным звеном воспитания личного состава в современных условиях является военно-социаль­ная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жиз­недеятельность, способствует ка­чественному выполнению должно­стных обязанностей, предопреде­ляет морально-психологическое состояние войск. Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспе­чении социальных и правовых га­рантий военнослужащих, коман­диры и начальники, офицеры ор­ганов воспитательной работы вы­ступают проводниками идей соци­альной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воин­ских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупрежде­нию и снятию социальной напря­женности. При этом руководством к действию должен быть тезис, высказанный министром обороны РФ И.Д. Сергеевым: "Идеология реформы Вооруженных Сил осно­вывается на том, что жизнь воен­нослужащих — государственная ценность, их личные свободы не­прикосновенны, а неизбежные ог­раничения и риск должны ком­пенсироваться дополнительными правами и льготами, престижно­стью военной службы". 

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководите­лями регионов, областей, где дис­лоцируются воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, сво­евременной выплате денежного довольствия, оказание материаль­ной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и т.д. 

Взаимодействие с представите­лями комитетов солдатских мате­рей, организациями родителей во­еннослужащих также помогает ре­шать проблемы социальной защи­ты воинов, их воспитания, повы­шения престижа воинского труда. 

В современных условиях важ­нейшим направлением воспита­тельной работы становится взаи­модействие с религиозными объе­динениями. Оно способствует бо­лее полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу сове­сти, нравственному воспитанию личного состава, профилактике суицидальных настроений.

 

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на форми­рование у личного состава опреде­ленных качеств, необходимых для военной службы. В большинстве соединений, частей имеются пси­хологи, которые занимаются орга­низацией психологической рабо­ты, изучают и прогнозируют соци­ально-психологические процессы, занимаются профилактикой нега­тивных проявлений поведения личного состава, формируют необ­ходимые военнослужащим психо­логические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко прихо­дит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэто­му каждый офицер, прапорщик (мичман) должен принимать уча­стие в нелегком деле ее воспита­ния. 

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непос­редственно в подразделении, рас­сматривается возможность введе­ния должности психолога в ба­тальонах, дивизионах (на кораблях 3 ранга), то есть там, где негатив­ному воздействию психологиче­ских нагрузок подвержены воен­нослужащие, решающие конкрет­ные задачи. Проводимый в этом году в двух соединениях (МВО, ЛенВО) эксперимент позволяет предположить возможность подня­тия на качественно иной уровень индивидуальной работы с личным составом непосредственно в роте (батарее). 

Полнокровный процесс воспита­ния предполагает формирование высокой духовной культуры, нрав­ственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себя: раз­витие самодеятельного художест­венного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими раз­личных зрелищных мест (музеев, выставок, театров). 

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодея­тельности в частях, гарнизонах, эффективное использование воз­можностей Домов офицеров, штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов. 

И в дальнейшем следует все средства, формы и методы куль­турно-досуговой работы в частях направлять на повышение уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробужде­ние чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочислен­ным проявлениям низкопробной культуры. 

Таким образом, воспитательная работа в соединении (части) должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований ру­ководства страны к Вооруженным Силам, изложенным в "Основах (концепции) государственной поли­тики Российской Федерации по во­енному строительству на период до 2005 года", на формирование у во­еннослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верно­сти Отечеству, гордости за принад­лежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. 

В этой сложной работе каждому офицеру, прапорщику (мичману) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждо­го в учебно-воспитательном процес­се. Ведь от качества воспитатель­ной работы напрямую зависят уро­вень боеспособности и боеготовно­сти соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопоряд­ка и, в конечном счете, успехи во­енного реформирования.