Правовой уголок офицера

Вооруженных Сил Российской Федерации

Единовременная денежная выплата для приобретения жилого помещения

Расчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

Калькулятор денежного довольствия военнослужащего

Библиотека офицера

Последнее обновление 1.02.2017

Документов в проекте: 1122

Всего участников проекта: 451

joomla

Одним из основополагающих факторов поддержания и повыше­ния воинского духа является вос­питательная работа. 

Ее значение в армейских усло­виях трудно переоценить. Один из основателей военно-педагогиче­ской школы русской армии гене­рал М.И. Драгомиров считал, что "воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание...". Эти слова и сегодня не утратили свою актуальность. 

История Отечества знает немало примеров, когда более сильные ду­хом войска одерживали победу над 

лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот поче­му так важно проводить система­тически продуманную, целенап­равленную воспитательную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обес­печения военного реформирова­ния. Почему это происходит? 

Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере об­щественной жизни. Налицо нрав­ственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверг­лись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, незави­симо от политической конъюнкту­ры, являлись цементирующими в обществе, в армии — чувство пат­риотизма, готовность служить Ро­дине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Во­оруженным Силам. 

Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил РФ перестал быть однородной массой, нивелированной и усред­ненной посредством единой пар­тийной идеологии.

 

В-третьих, кроме изменения со­держания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры ("скелета" воспи­тательной работы), представляю­щей собой сеть партийных, комсо­мольских и общественных органи­заций, различных активов и дви­жений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности. 

Такое положение объективно потребовало создания обновлен­ной системы воспитательной рабо­ты и механизмов ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования. 

Результатом работы военных те­оретиков и практиков стала поя­вившаяся в 1998 году "Концепция воспитания военнослужащих Воору­женных Сил Российской Федера­ции", одобренная Координацион­ным советом при Президенте Рос­сийской Федерации по воспита­тельной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях. 

Она представляет собой про­грамму воспитания личного соста­ва. В ней определены: сущность, цели и задачи, содержание систе­мы воспитания, педагогическая технология воспитательной работы и другие вопросы. 

Воспитание (как педагогический процесс) — это целеустремленная, 

систематическая, совместная рабо­та воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего форми­рования и развития личности во­еннослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.

 

Основные цели воспитания мож­но рассматривать на 3 уровнях:

 

— воспитание военнослужащего как гражданина правового, демок­ратического и федеративного госу­дарства; 

— воспитание военнослужащего как вооруженного защитника РФ; 

— воспитание специалиста-профессионала. 

В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как ду­ховную опору в воспитании воен­нослужащих. Для данного периода реформирования это главное, по­скольку "технология" воспитания изменилась несущественно. 

Поиск духовно-нравственных основ воспитания позволил сфор­мулировать идеи, которые состав­ляют каркас воспитательной рабо­ты в армии и на флоте: "россий­ский государственный патрио­тизм", "верность воинскому дол­гу", "готовность к защите интере­сов Российской Федерации". Кратко их можно обозначить так: "Россия", "Долг", "Профессио­нализм". Несмотря на идейные, политические различия во -взгля­дах, установках людей, у них есть общее, объединяющее — Отечест­во, любовь и верность ему. Для Вооруженных Сил главным явля­ется фактор их единства и спло­ченности действий. 

Воспитание личного состава должно быть комплексным и строиться по следующим направле­ниям: государственно-патриотичес­кое, воинское, нравственное, право­вое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и т.д. 

Государственно-патриотическое воспитание направлено на форми­рование и развитие личности, об­ладающей важнейшими качества­ми гражданина-патриота России и способной выполнить профессио­нальные обязанности в мирное и военное время.

 

Основными путями государст­венно-патриотического воспита­ния являются:

 

— разрешение противоречий процесса формирования гражда­нина-патриота с учетом условий современного периода российской государстве н ности; 

— совершенствование воспита­ния в духе дружбы народов Рос­сийской Федерации; 

— воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил; 

— творческое использование воспитательного потенциала раз­личных религиозных конфессий и др. 

Воинское воспитание заключает­ся в систематическом и целенап­равленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослу­жащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества. 

Основными путями воинского воспитания являются:

 

— осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих; 

— соблюдение строгого уставно­го порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях); 

— обеспечение безопасности во­енной службы и морально-психо­логической поддержки каждого военнослужащего в различных ви­дах воинской деятельности; 

— моделирование реальных ус­ловий и обстановки современного боя в учебном процессе; 

— обеспечение личной пример­ности всех категорий должност­ных лиц; 

— использование сложившейся в Вооруженных Силах системы во­инских ритуалов и др.

 Нравственное воспитание рас­сматривается как влияние на со­знание, чувства и волю военнослу­жащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, досто­инство, честь и т.д.).

 

Основными путями нравствен­ного воспитания являются: 

— вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравст­венному облику, обеспечение со­циальной значимости их ратной службы; 

— стимулирование потребности в моральном самосовершенствова­нии военнослужащих, их стремле­ния к положительному нравствен­ному идеалу; 

— обеспечение гибкости воспи­тательных влияний, их совершен­ствование в соответствии с достиг­нутым уровнем нравственной зре­лости военнослужащих;

 

— целенаправленная организа­ция нравственно-значимой дея­тельности военнослужащих, в про­цессе которой формируется, осоз­нается и переживается личност­ный смысл моральных принципов и норм;

— применение методов, форм и моральных стимулов воспитания. которые побуждают нравственные чувства и ответственность; 

— анализ и учет общественного мнения, социально-психологиче­ского климата, индивидуальных особенностей воинов и др. 

Правовое воспитание — это целе­устремленное систематическое воздействие на сознание и психи­ку военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представле­ний, убеждений и чувств, приви­тия им навыков практического ис­пользования правовых знаний в повседневной жизни и деятельно­сти. 

Эстетическое воспитание на­правлено на разностороннее раз­витие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослу­жащих (на развитие чувства пре­красного, возвышенного, благо­родного и т.д.). 

Физическое воспитание способст­вует укреплению здоровья и зака­ливанию, формированию волевых, боевых и психологических ка­честв.

 

Экологическое воспитание при­звано формировать у военнослу­жащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эсте­тические взгляды на природу и место в ней человека в целях охра­ны и безопасности окружающей среды. 

Цель воспитательной работы конкретна и определенна — фор­мировать и развивать у военнослу­жащих качества военного профес сионала и надежного защитник;! Отечества, личную ответствен­ность за выполнение поставлен­ных задач. 

Поставленная цель предполагае! и соответствующие средства ее ре­ализации. 

К средствам воспитания относят­ся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учеба и т.д.), а с другой — совокупность предметов, которые используются воспитате­лем при решении задач воспита­ния (наглядные пособия, кино­фильмы, произведения изобрази­тельного и музыкального искусст­ва — все то, что можно назвать техническими и информационны­ми средствами). 

Средства составляют основу ме­тодов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве. Но их следу­ет отличать друг от друга. 

Методы воспитания — это опре­деленные способы педагогическо­го воздействия на военнослужа­щих и воинский коллектив в це­лях формирования у них качеств, необходимых для успешного вы­полнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд при­емов воспитания, которые высту­пают относительно самостоятель­но применительно к конкретной педагогической ситуации. 

Методы воспитания не существу­ют отдельно друг от друга. Их на­до рассматривать в системе, по­скольку ни один метод не являет­ся универсальным и не решает всех задач воспитания. 

Система методов воспитания ос­нована на глубоком уважении че­ловеческого достоинства воина, всестороннем развитии его лично­сти, духовных и физических сил. К основным методам воспитания следует отнести: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принужде­ния. 

В отечественной военно-педаго­гической практике накоплен бога­тый потенциал форм воспитатель­ной работы, который целесообраз­но адаптировать к сегодняшним условиям жизни и деятельности "ВС РФ. 

Формы воспитательной работы можно разделить на служебно-пла-новые и внеслужебные. 

Служебно-плановые формы воспи­тательной работы — это собрания с различными категориями воен­нослужащих; различные виды ин­формирования личного состава; 

лекции, вечера вопросов и отве­тов; подведение итогов; занятия в музеях и комнатах боевой славы; 

тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы; пропа­ганда передового опыта и другие. 

Внеслужебные формы воспита­тельной работы включают: про­смотр кинофильмов, телепередач; 

спортивные соревнования; встречи с ветеранами войны. Вооруженных Сил и труда; экскурсии по истори­ческим местам и местам боевой славы; работу клубов по интере­сам, кружков художественной са­модеятельности и другие. 

Выбор конкретных форм воспи­тателем зависит от ряда факторов: 

качественной характеристики лич­ного состава, специфики решае­мых задач, возможностей приме­нить ту или иную форму и т.д. 

В ходе воспитательной работы немаловажное значение нужно уделять гармоничному сочетанию прямого и опосредованного воз­действия на военнослужащих. Прямое воздействие оказывается воспитателем на человека при не­посредственном общении с ним в ходе занятий по боевой подготов­ке, выполнении различных слу­жебных обязанностей, культурно-досуговой работы, спортивно-мас­совых мероприятий и других форм личного общения. 

Опосредованное воздействие — это воздействие на военнослужа­щих через всю организацию их жизнедеятельности и той обста­новки, в которой они находятся. 

Успешному формированию не­обходимых современному воину качеств способствуют устойчивый уставной порядок в подразделени­ях и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, плановая боевая подготовка. Все это создает нормальный пси­хологический фон, микросреду, благодаря которым военнослужа­щий чувствует себя естественно и комфортно.