Правовой уголок офицера

Вооруженных Сил Российской Федерации

Единовременная денежная выплата для приобретения жилого помещения

Расчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений

Калькулятор денежного довольствия военнослужащего

Библиотека офицера

Последние новости

Пред След

Пенсионеры получили отср…

Пенсионеры получили отсрочку от карты «Мир»

Пенсионеры могут не спешить переходить на получение пенсий по картам «Мир», ре...

19-02-2017

Бюджетников заставят пол…

Бюджетников заставят пользоваться картой «Мир»

С 1 июля 2017 года клиенты банков, работающие в бюджетной сфере, получат кар...

19-02-2017

Как выгодно купить кварт…

Как выгодно купить квартиру военным в Санкт-Петербурге?

Как реализовать военную ипотеку на первичном рынке недвижимости? Можно потратить...

11-02-2017

Госдума приняла закон о …

Госдума приняла закон о бессрочной приватизации жилья

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, согласно которому ...

11-02-2017

ПИК поглотил Мортон. Зач…

ПИК поглотил Мортон. Зачем ПИК купила «Мортон» вместе с его проблемами?

Нет больше первой по объёму застройки и третьей по продажам строительной компани...

05-02-2017

joomla

Чтобы разобраться в вопросе выплаты военнослужащим денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за мероприятия, проводимые без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени предлагаем нашим читателям ознакомиться с правовым анализом оснований этой выплаты на примере боевого дежурства

Абзацем первым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

В силу п. 5 Приложения № 2 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы":  за каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха.

Предусмотренная социальная гарантия для военнослужащих в виде дополнительных суток отдыха предоставляются в следующие периоды:

- в другие дни недели;
- в период основного отпуска путем присоединения дополнительных суток;
- в период дополнительного времени отдыха.

Непосредственный командир предоставляет отдых обязательно с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Поэтому часто случается так, что интересы службы выходят на первый план, а предоставление военнослужащему положенных суток отдыха представляется невозможным. В таком случае у военнослужащего есть альтернатива нереализованному отдыху – получение денежной компенсации взамен неиспользованных дней. Основным условием для получения денежной компенсации является то, чтобы мероприятие, к которому привлекается военнослужащий, входит в перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, утвержденным Министром обороны от 10 ноября 1998 г. N 492. Боевое дежурство входит в данную категорию мероприятий, подлежащих денежной компенсации и закреплено в п. 2 Приказа № 492.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации регулируется Приказом Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80. Основанием к выплате денежной компенсации, являются приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничений, установленных законодательством, 40-часовой рабочей неделии с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятия.

Получение денежной компенсации носит заявительный характер, поэтому военнослужащему следует обратиться с рапортом о предоставлении денежной компенсации взамен неиспользованных дней отдыха, указав период привлечения к боевым дежурствам, количество неиспользованных дней отдыха и произвести расчет денежной компенсации.

Расчет денежной компенсации производится следующим образом: сумма оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию делится на 30 и умножается на количество дополнительных суток отдыха, подлежащих компенсации.

Пример расчета:

Предположим, ОВД - 23500 руб., ОВЗ – 10500 руб., количество накопленных суток отдыха 8 за месяц. Итого: 34000 делим на 30 и умножаем на 8, получаем 9064 руб. Таким образом, сумма к выплате получается вполне весомая.

Стоит отметить, что законодательство не содержит каких-либо иных условий для выплаты денежной компенсации, кроме обязательного отнесения Министром обороны Российской Федерации мероприятий к перечню мероприятий, которые проводятся без ограничения 40-часовой рабочей недели. Однако, по мнению Правового департамента МО РФ, время участия в указанных мероприятиях, если они проводятся в рамках установленной продолжительности еженедельного служебного времени, компенсации подлежать не должно.

Военная прокуратура солидарна с мнением Правового департамента МО РФ и также указывает, что основополагающим, при реализации вышеуказанных приказов Минобороны России, подлежит привлечение военнослужащих к несению боевого дежурства (боевой службы) без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. служебное время должно превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную в соответствии с действующим законодательством в размере 40 часов.

Все достаточно закономерно. В связи с тем, что законодателем предлагается считать минимум трое суток боевого дежурства и по итогам предоставлять двое суток отдыха, то в неделю получается 72 часа службы, что, несомненно, в любом случае превышает 40-часовую норму. Таким образом, чтобы по итогам недели военнослужащий мог претендовать на переработку и соответственно на денежную компенсацию, ему необходимо заступить на 3 боевых дежурства. Однако, как показывает практика, военнослужащие обращаются за денежной компенсацией либо по итогам месяца, либо по итогам года, накопив уже приличную переработку. Два выхода на суточное боевое дежурство уже составляет 48 часов и превышает 40-часовую норму рабочей недели. Отдых предоставляется в сутках. Поэтому разъяснения Правового департамента МО РФ и прокуратуры актуальны лишь для тех, кто хотел бы получить сутки отдыха или денежную компенсацию по итогам недели.

Таким образом, когда военнослужащий несет боевое дежурство в течение некоторого периода времени, у него появляется право на дополнительные сутки отдыха, а при обстоятельствах, когда невозможно их предоставление, он имеет право написать рапорт соответствующему командиру с просьбой о предоставлении денежной компенсации вместо накопленных суток отдыха. Издание приказа на выплату за боевое дежурство конечно же будет производиться с учетом суток отдыха, которые предоставлялись военнослужащему по окончанию каждой смены боевых дежурств. Право на получение вышеуказанной компенсации может быть приобретено военнослужащим лишь в случае непредоставления ему дополнительных дней для отдыха.

В случае, если военнослужащий обратился с рапортом о предоставлении денежной компенсации и получил отказ, то он имеет право обратиться в суд в целях восстановления своих прав в течение 3 месяцев с момента получения отказа.

Анализ судебной практики по предоставлению денежной компенсации за мероприятия, проводимые без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, позволяет прийти к выводу, что при наличии и соблюдении вышеописанных условий, требования военнослужащих о восстановлении прав подлежат удовлетворению. (Так например, Борзинский гарнизонный военный суд в своем Решении от 29 сентября 2014 г. по делу № 2-250/2014) также отметил, что необходимость предоставления военнослужащему в первом квартале следующего года дополнительных суток отдыха (с учетом действующего законодательства на тот момент) за данные мероприятия, право на которые возникло в истекшем году, является не правом командования, а его обязанностью. Закрепление в законе этого срока, по мнению суда, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определённость публичных правоотношений, а также призвано исключить возможность злоупотребления их участниками своим правом.

Обращение военнослужащего для предоставления дополнительных суток отдыха находится в прямой зависимости от условий предоставления основного отпуска. С учетом нынешних изменений, основной отпуск военнослужащему за истекший год может быть предоставлен в течение всего следующего года. Таким образом, за денежной компенсацией за боевое дежурство, возможно обратиться с рапортом к командованию до истечения года, следующего за годом, когда возникло данное право. Поэтому такая льгота в виде денежной компенсации не предполагает накопительной системы дней отдыха в течение ряда лет. Ошибочное мнение многих военнослужащих о том, что возможно обратиться в суд за данной компенсацией через несколько лет является одной из причин большинства отказов в суде (например, Апелляционное определение Приволжского военного окружного суда от 2 июня 2015 г. по делу № 33-197/2015).

Как отмечалось выше, предоставление денежной компенсации носит заявительный характер. Наличие рапорта, обращения военнослужащего является необходимым условием урегулирования данного вопроса в досудебном порядке. Установление впоследствии факта в суде об отсутствии рапорта на денежную компенсацию, будет также являться причиной отказа о назначении выплаты в судебном порядке (Решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 6 мая 2015 г. по делу № 2-54/2015).

Стоит отметить, что одними из основных моментов отказа судов является также невозможность подтверждения военнослужащим привлечения его к указанным мероприятиям, отсутствие соответствующих приказов.

Таким образом, боевое дежурство это один из видов мероприятий, которое входит в соответствующий перечень и проводится при необходимости без ограничения еженедельной, установленной законодательством, 40-часовой рабочей недели. Если военнослужащему по окончанию данных мероприятий не предоставили сутки отдыха, то он имеет право обратиться с рапортом к своему начальству, чтобы ему предоставили их или же попросить взамен денежную компенсацию. С рапортом военнослужащий может обратиться до истечения года, следующего за тем, когда возникло право на данную компенсацию. Если в предоставлении денежной компенсации военнослужащему было отказано, то он имеет право обратиться в суд для восстановления своих нарушенных прав. Срок исковой давности составляет три месяца с того момента, когда право было нарушено. Перед подачей административного иска стоит обратить внимание на те обстоятельства, которые предопределяют получение данной выплаты: наличие рапорта, наличие соответствующих приказов о привлечении к несению именно боевого дежурства, не пропущены ли сроки исковой давности, а если пропущены, то необходимо подготовить ходатайство с просьбой о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин данного пропуска. Поэтому при грамотном подходе к защите своих прав в судебном порядке, проблема может быть успешна решена.

военный юрист Марина Байдак