Главная / Профессионально-должностная подготовка офицеров / Военно-медицинская подготовка / Методика: предупреждение инфекционных заболеваний в условиях применения противником бактериологического (биологического) оружия

Методика: предупреждение инфекционных заболеваний в условиях применения противником бактериологического (биологического) оружия

Порядок проведения занятия с использованием приемов психологической подготовки

Накануне проведения занятия специалистом-психологом проводится:

  • оценка индивидуальных и групповых психологических особенностей, уровня психологической готовности военнослужащих (подразделения);
  • психологические тренинги, групповые и индивидуальные занятия по формированию готовности к проведению занятий и сплочению воинского коллектива.

Перед началом занятия (в ходе попутной тренировки при выдвижении на учебный объект или во вводной части занятия) руководителем занятия применяются 1-2 психологических приема, направленных на психологическую концентрацию на предстоящее занятие, тренировку психомоторной сферы (органов чувств).

В ходе занятия (без увеличения времени, выделенного на занятие) должны быть использованы не менее 2-х психологических приемов, направленных на сплочение воинских коллективов, создание обстановки напряженности, неизвестности, дефицита времени, физического и психического напряжения, необходимость принятия решения для действия (применения вооружения и военной техники).

После завершения занятия (после отработки учебных вопросов занятия) применяются 1-2 психологических приема, направленные на снятие психофизического напряжения у обучаемых.

Для создания психологической напряженности в ходе занятий могут использоваться:

  • штатное вооружение, военная и специальная техника;
  • средства имитации, инженерные сооружения и заграждения, тренажеры, здания и сооружения, полигонное оборудование, инфраструктура военных городков, манекены, подручные материалы, и т.д.

В интересах психологической подготовки могут также использоваться полоса препятствий, штурмовая полоса, специально подготовленный и оборудованный участок местности («психологическая полоса»), преодоление которых осуществлять в ходе занятия по тактической подготовке.

В ходе подведения итогов занятия руководитель, кроме обычных вопросов, проводит детальный разбор действий личного состава при использовании приемов психологической подготовки, указывая на ошибки и причины их совершения. При этом результаты действий военнослужащих (подразделения) целесообразно увязывать с примерами из военной истории, практических действий части (подразделения) в ходе учений, выполнения иных учебно-боевых (боевых) задач, с тем, к чему могут приводить допущенные ошибки в реальном бою.

Для определения эффективности проведения занятия, направленности и содержания психологической подготовки могут использоваться карты оценки возникающих психологических трудностей при выполнении задач (нормативов) в ходе занятия.

Карты оценки в соответствии от перечня решаемых задач разрабатываются командирами подразделений под непосредственным руководством начальников отделов (отделений) и служб объединений (соединений) с привлечением психологов, медицинских работников и других должностных лиц применительно к каждой воинской специальности.

По завершению занятий руководителем занятия, обучаемыми (отдельными военнослужащими) осуществляется заполнение карт, в которых они описывают (отмечают) возникшие у них психологические трудности, условия их возникновения, психологические состояния. Карты для военнослужащих заполняется анонимно после окончания занятия (занятий) в спокойных (комфортных) условиях, как вариант на самоподготовке.

Командир подразделения совместно со специалистом-психологом проводит анализ (сравнение) полученных данных с контрольной (экспертной) картой и на его основе оценивает эффективность проведения занятия, психологическую подготовленность военнослужащих.

 

РАСЧЁТ

ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ

 (применительно к занятию количество, перечень и порядок использования конкретных
психологических приемов из представленной таблицы определяет командир подразделения
с учетом рекомендаций специалиста-психолога)

 

1. ПРИЕМЫ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Прием № 1.01«Проба Руфье» – оценка работоспособности при физической нагрузке (переносимость динамической нагрузки).
Место проведенияказарменное помещение (спортивный городок; полигон)
Материальное обеспечениесекундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш (ручка)
Порядок проведенияПосле 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 сек. (Р1), затем в течение 45 сек. выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 сек. (Р2) и последние 15 сек. (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле:

Оценка работоспособности сердцаменее 0 – атлетическое сердце;

от 0,1 до 5 – «отлично» (очень хорошее сердце);

от 5,1 до 10 – «хорошо» (хорошее сердце);

от 10,1 до 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);

от 15,1 до 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).

Прием № 1.02«Степ-тест» – оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Место проведенияказарменное помещение (спортивный городок; полигон)
Материальное обеспечениеступенька высотой 50 см; секундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш (ручка)
Порядок проведенияФизическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку высотой 50 см. Подъем осуществляется на 4 счета (или по ударам метронома): раз – левой ногой на ступеньку, два – правой, три – левая опускается на пол, четыре – правая приставляется к левой. Всего 30 восхождений в 1 минуту на протяжении 3 минут.

В положении стоя на ступеньке ноги должны быть прямыми, туловище должно находиться в строго вертикальном положении. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем.

Перед проведением степ-теста военнослужащего необходимо ознакомить с техникой выполнения физической нагрузки, предоставить ему возможность совершить несколько пробных восхождений на ступеньку.

После окончания физической нагрузки военнослужащий отдыхает сидя. ЧСС подсчитывается за первые 15 сек. на 2-й, 3-й и 4-й минутах после нагрузки с последующим пересчетом в количество ударов в минуту. Проба оценивается по индексу (И):

Если испытуемый утомился и прекратил выполнение теста раньше, то расчет производится по другой формуле:

Т – время нагрузки в сек.;

Р2 – ЧСС (уд/мин.) на 2-й минуте периода восстановления;

Р3 – ЧСС (уд/мин.) на 3-й минуте периода восстановления;

Р4 – ЧСС (уд/мин.) на 4-й минуте периода восстановления.

Критерии оценки пробыИ ³ 60 – хорошо;

И = 50-59 – удовлетворительно;

И < 50 – плохо.

Прием № 1.03«Проба Штанге» – проба с задержкой дыхания на вдохе и «Проба Генча» – проба с задержкой дыхания на выдохе. Оценка функционирования кардиореспираторной системы».
Место проведенияказарменное помещение (спортивный городок, полигон)
Материальное обеспечениесекундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш (ручка), носовой зажим
Порядок проведенияДо проведения пробы Штанге у военнослужащего дважды подсчитывается пульс в положении стоя и записывается в ведомость.

С началом отработки приема дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех актов дыхания на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом:

–        менее 39 сек – неудовлетворительно;

–        40-49 сек – удовлетворительно;

–        свыше 50 сек – хорошо.

При пробе Генча у военнослужащего дважды подсчитывается пульс в положении стоя и записывается в ведомость.

С началом отработки приема дыхание задерживается на полном выдохе, который военнослужащий делает после трех актов дыхания на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в
3-5 мин между определениями.

По длительности задержки дыхания проба оценивается:

–        менее 34 сек – неудовлетворительно;

–        35-39 сек – удовлетворительно;

–        свыше 40 сек – хорошо.

Интегральный показатель, свидетельствующий о функциональном состоянии кардиореспираторной системы осуществляется по формуле:

 

Оценка приемаРассчитанные по формуле «сырые» значения показателей резервных возможностей кардиореспираторной системы переводятся по таблице в 10-балльную шкалу.

Перевод «сырых» значений в баллы

Баллы
12345678910
49 и менее50-5657-6970-8788–9596-101102-110111-113114-120121 и более
Неудовлетворительное состояние резервных возможностей кардиореспираторной системыУдовлетворительное состояние резервных возможностей кардиореспираторной системыХорошее состояние резервных возможностей кардиореспираторной системы

 

Прием № 1.04«Пальцево-носовая проба»
Место проведенияказарменное помещение; спортивный городок; полигон
Материальное обеспечениесекундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш (ручка)
Порядок проведенияВоеннослужащий дотрагивается указательным пальцем до кончика носа с открытыми, а затем – с закрытыми глазами.
Оценка приемаВ норме отмечается попадание, дотрагивание до кончика носа. При травмах головного мозга, неврозах (переутомлении, перетренированности) и других функциональных состояниях отмечается промахивание (непопадание), дрожание (тремор) указательного пальца или кисти.
Прием № 1.05«Тест Яроцкого» – предназначен для определения порога чувствительности вестибулярного анализатора.
Место проведенияказарменное помещение; спортивный городок; полигон
Материальное обеспечениесекундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш (ручка)
Порядок проведенияТест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом обследуемый по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери спортсменом равновесия.
Оценка приемаВ норме время сохранения равновесия в среднем 28 сек., у тренированных военнослужащих – 90 сек. и более.
Прием № 1.06«Теппинг-тест» – предназначен для оценки функционального состояния военнослужащих, проходящих службу на должностях операторов, связистов.
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениесекундомер или наручные часы с секундной стрелкой; лист бумаги (блокнот); карандаш повышенной твердости (ручка). носовой зажим
Порядок проведенияЛист бумаги двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 сек. в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому.
Оценка приемаДля оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных военнослужащих максимальная частота движений кисти более 70 за 10 сек. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Увеличение частоты движений во 2-м или 3-м квадратах – свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.
2. ПРИЕМЫ ОБЩЕЙ КОНЦЕНТРАЦИИ И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Прием № 2.01«Концентрация с использованием слова» – прием позволяет снять психоэмоциональное напряжение, повысить работоспособность мозга.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВариант №1

Руководитель доводит до обучаемых инструкцию: «Выберите какое-нибудь короткое (лучше двухсложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители. Если слово двухсложное, то мысленно произнесите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. Сосредоточьтесь на своем слове, которые теперь станет вашим персональным лозунгом при концентрации».

Вариант №2

Обучаемые закрывают глаза и «пишут» свое имя головой в воздухе. Прием может повторяться прописыванием фамилии, других слов.

Прием № 2.02«Квадратное дыхание» – прием позволяет восстановить оптимальное мышечное напряжение.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВ течение 7-8 мин. необходимо дышать с алгоритмом: вдох – пауза – выдох – пауза – вдох с длительностью каждого элемента – около
4-6 сек.
Прием № 2.03«Регулирование психоэмоционального состояния с помощью дыхания» – прием позволяет снизить психоэмоциональное напряжение.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВариант №1

«Успокаивающее дыхание – прием позволяет снизить психофизиологическое напряжение, подавить чувство растерянности, страха».

Делается максимально резкий вдох через нос, задержка дыхания на
3-5 сек. с последующим медленным выдохом и задержкой дыхания на 1-2 сек. Прием повторяется 5-6 раз до появления признаков стабилизации состояния.

Вариант №2

«Мобилизующее дыхание- прием позволяет повысить психоэмоциональную готовность к выполнению какой-либо деятельности».

В исходном положении (стоя или сидя, руки не напряжены, согнуты в локтях или находятся на коленях) делается полный медленный вдох через нос, задержка дыхания на 3-5 сек. с последующим энергичным выдохом и задержкой дыхания на 1-2 сек. Прием повторяется 5-6 раз до появления признаков стабилизации состояния.

Для усиления эффективности приема, при его выполнении в положении стоя, на последней фазе выдоха руки резко опускаются вниз и в стороны.

Прием № 2.04«Дыхательная техника снятия усталости» – прием способствует снятию усталости после длительной физической нагрузки, мобилизации организма после сна, длительного нахождения в неподвижном состоянии.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияРуководитель занятия обращает внимание обучаемых на строгое соблюдение интервалов вдоха, задержки дыхания, выдоха. Интервалы времени в ходе приема меняются. Приводится пример: «Команда
вдох – 4, пауза – 2, выдох – 4 означает, что вдох осуществляется в течение 4 сек., затем пауза в течение 2 сек., выдох – 4 сек. Цикл выполняется по команде руководителя занятия».Циклы:1. Вдох – 4, пауза – 2, выдох – 4.2. Вдох – 8, пауза – 4, выдох – 5.3. Вдох – 10, пауза – 5, выдох – 8.

4. Вдох – 8, пауза – 4, выдох – 7.

5. Вдох – 4, пауза – 2, выдох – 4.

6. Вдох – 4, пауза – 2, выдох – 4.

7. Вдох – 10, пауза – 5, выдох – 9.

8. Вдох – 7, пауза – 3, выдох – 6.

9. Вдох – 6, пауза – 3, выдох – 4.

10. Вдох – 6, пауза – 3, выдох – 4.

11. Вдох – 10, пауза – 5, выдох – 10.

12. Вдох – 6, пауза – 3, выдох – 5.

13. Вдох – 7, пауза – 3, выдох – 4.

14. Вдох – 7, пауза – 3, выдох – 4.

15. Вдох – 10, пауза – 5, выдох – 9.

16. Вдох – 5, пауза – 2, выдох – 4.

17. Вдох – 8, пауза – 4, выдох – 4.

18. Вдох 8, пауза – 4, выдох – 4.

19. Вдох – 9, пауза – 4, выдох – 8.

20. Вдох – 4, пауза – 2, выдох – 4.

Прием № 2.05«Снятие напряжения с помощью дыхания» – прием позволяет снизить психофизиологическое напряжение.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВ исходном положении (стоя или сидя) делается полный вдох через нос. Затем, задержав дыхание, необходимо вообразить перед собой круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторяется 4 раза. Затем подобным образом необходимо выдохнуть 2 раза в воображаемый квадрат.
Прием № 2.06«Энергетический самомассаж» – прием позволяет снизить психофизиологическое напряжение после длительной физической и умственной активности.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияДлительность выполнения приема – 1 мин., выполняется по команде руководителя по времени или под устный счет.

Последовательность выполнения приема:

1. Энергично растереть ладони – 5 сек.

2. Быстро потереть пальцами щеки вверх-вниз – 5 сек.

3. Расслабленными пальцами «постучать» по макушке головы – 5 сек.

4. Кулаком левой руки интенсивно растереть плечо и предплечье правой руки – 8 сек.

5. Кулаком правой руки интенсивно растереть плечо и предплечье левой руки – 8 сек.

6. Осторожно надавить 4 раза на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем правой руки.

7. Поочередно нажимать с одной, а потом с другой стороны на пульсирующие участки сонной артерии на шее, считая до пяти.

8. Нащупать большим пальцем впадину в основании черепной коробки, нажать, сосчитать до трех и отпустить. Повторить 3 раза.

9. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллесово сухожилие, надавить и отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.

10. Энергично потереть гребнем кулака, а если не очень удобно, то пяткой, подъемы стоп обоих ног.

Прием № 2.07«Сосредоточение на ощущениях» – прием позволяет компенсировать стрессовое состояние военнослужащих.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениекресло (стул)
Порядок проведенияРуководитель занятия предлагает обучаемым инструкцию по проведению приема: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Направьте свое внимание (внутренний взгляд) на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ваших ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения.

Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхности кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; почувствуйте соприкосновение кресла (стула) с вашей рукой и вызываемое им ощущение. Точно также прочувствуйте левую руку. Прочувствуйте поясницу, спину, их соприкосновение с креслом (стулом).

Сосредоточьте внимание на лице – нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица».

Прием № 2.08«Инвентаризация» – прием позволяет компенсировать стрессовое состояние военнослужащих при длительном напряженном выполнении задачи в помещении.
Место проведенияместо несения службы; рабочее место
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияРуководитель занятия предлагает обучаемым инструкцию по проведению приема: «Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, пенал приоткрыт, в нем виднеется…, белые занавески, красные занавески, зеленая ваза для цветов и т.д.», сосредотачиваясь на каждом отдельном предмете, вы отвлекаетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляете свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки».
Прием № 2.09«Наклон» – прием позволяет снять длительное физическое и психологическое напряжение.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияОбучаемый становится на ровной площадке, ноги на ширине плеч, наклоняется вперед и расслабляется. Голова, плечи и руки медленно свободно свешиваются вниз, глаза закрыты. Дыхание свободное, спокойное. Положение фиксируется на 1-2 мин., после этого очень медленно поднимается голова. При достижении исходного положения обучаемый находится в расслабленном неподвижном состоянии
1-2 мин.
Прием № 2.10«Мобилизация психологической готовности к действиям с помощью дыхания» – прием позволяет повысить физиологическую и психологическую готовность к выполнению напряженной деятельности.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияДелается максимально медленный вдох, задержка дыхания на 3-5 сек., с последующим резким выдохом. При этом на вдохе руки в кулаках могут прижиматься к груди, а при выдохе – резко опускаются вниз и в стороны. Прием повторяется 5-6 раз до появления чувства готовности к действиям.
Прием № 2.11«Задуть свечу» – прием позволяет повысить физиологическую и психологическую готовность к выполнению напряженной деятельности, развивает волю, целеустремленность, решительность.
Место проведениялюбое
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияОбучаемый находится в исходном положении: стоя или сидя, спина – прямая, руки – на поясе. На счет 1-2 делается плавный, но энергичный вдох носом. На счет 3 – резкий и короткий выдох ртом сквозь сжатые губы, как будто задувая свечу. Мышцы туловища при этом напрягаются (руками чувствовать напряжение мышц спины и брюшного пресса). На счет 4 – расслабление и пауза в дыхании. Вдох и выдох выполняются слитно, при этом представляется, что вместе с выдохом вперед вырывается импульс энергии в форме копья.

Упражнение можно выполнять как с воображаемой, так и с реальной свечой, устанавливаемой на расстоянии 20-25 см. В этом случае, каждый раз, когда удается загасить свечу, следует отодвигать ее на несколько сантиметров. Прием можно выполнять в течение 1-5 минут.

Руководитель при выполнении упражнения должен исключить комментарии других участников о результатах выполнения упражнения.

3. ПРИЕМЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ[1]
Прием № 3.01«Снежный ком»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВоеннослужащие по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя. Тот, кто ошибся – выбывает и игра начинается с начала.
Прием № 3.02«Зеркало»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияВоеннослужащие разбиваются на пары. Один из них становится «зеркалом», отражающим своими действиями того, кто в него смотрится.

Перед началом отработки приема обучающим предлагаются возможные темы действий перед «зеркалом»: умывание в ванной перед зеркалом, чистка зубов, бритье, причесывание, потягивание, попадание соринки в глаз, гримасничание.

Через 2-3 мин. военнослужащие меняются местами. Руководитель осуществляет наблюдение, при необходимости оказывает помощь.

Прием № 3.03«Взаимная презентация»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияОбучаемые разбиваются на пары. Им дается 10 минут (по 5 на каждого) для того, чтоб они рассказали о себе друг другу как можно подробнее. После этого они по очереди презентуют партнера группе.

Руководитель перед началом отработки приема акцентирует внимание на получении как можно более разносторонней информации о партнере.

Прием № 3.04«Рукопожатие»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениене требуется
Порядок проведенияПрием отрабатывается в составе группы 8-12 чел. (отделение, расчет, состав караула). Руководитель обращается к обучаемым: «Вы сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг друга. В течение 1-2 минут вы должны вспомнить все хорошее друг о друге и успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».
Прием № 3.05«Квадрат»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениеповязки на глаза по количеству участников; веревочное кольцо
Порядок проведенияПрием отрабатывается в составе группы 4-6 человек. Обучаемые становятся в круг, закрывают глаза и берут в руки веревочное кольцо. Они должны молча сложить из кольца квадрат, не открывая глаз. Когда они посчитают, что упражнение выполнено, кладут веревку на землю и по заранее условленному сигналу говорят хором: «Готово!».
Прием № 3.06«Ковер»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечение2 плащ-палатки
Порядок проведенияПрием отрабатывается в составе группы 10-12 человек, которая делится на 2 команды. Команды становятся на плащ-палатку и по команде должны, стоя на ней и не касаясь земли любыми частями тела, одеждой перевернуть плащ-палатку на другую сторону.
Прием № 3.07«Зеркало»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениезеркало
Порядок проведенияОбучаемый становится у зеркала и вслух проговаривает: «Я спокоен. Я полон сил и энергии. Мои мышцы наполнены фантастической силой, я способен свернуть горы, вырвать с корнем вековые деревья. Мой ум чист и ясен. Я решителен и смел. Мне сопутствует удача. Я имею все, чтобы добиться успеха. Я иду к победе. Я победитель!».
Прием № 3.08«Контакты»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; пункт психологической работы
Материальное обеспечениестулья (по количеству обучаемых)
Порядок проведенияПрием отрабатывается в составе группы 8-10 чел. Обучаемые садятся лицом друг к другу таким образом, что образуют две концентрические окружности. Внешний круг – подвижный (обучаемые по команде руководителя перемещаются по часовой стрелке, меняя партнёра), внутренний – неподвижный.

При общении с каждым из новых партнёров стоит задача вступления в контакт и проведения беседы в течение 3 мин. Возможные ситуации задаёт руководитель:

–                   первое общение с командиром подразделения после прибытия в воинскую часть;

–                   необходимость одолжить денег у малознакомого сослуживца;

–                   вы узнали, что сослуживец негативно отозвался о вас в подразделении. Представился случай выяснить без конфликта отношения наедине;

–                   беседа с сослуживцем, имеющим затруднения в адаптации к условиям военной службы, общении с сослуживцами.

По окончании отработки приема руководитель обсуждает успехи и неудачи обучаемых.

4. ПРИЕМЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ
Прием № 4.09«Формирование образа действий при вооружении, военной технике»
Место проведенияказарменное помещение; учебный класс; полигон; парк боевых машин
Материальное обеспечениестул (стол), плащ-палатка; приспособления; наглядные пособия
Порядок проведенияВоеннослужащий занимает (принимает) положение тела применительно к образцу вооружения, военной технике и имитирует в пространстве свои действия, громко их проговаривая.

Руководитель занятия контролирует действия военнослужащего, при необходимости дает вводные, задает вопросы о показаниях приборов, положении оборудования, др. По окончанию приема личному составу разъясняется правильный порядок действий при вооружении, военной технике с использованием штатного вооружения (макетов), наглядных пособий.

6 ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ БОЯ
Прием № 6.03«Создание участков задымления, имитация действий ДРГ противника на маршрутах выдвижения»
Место проведенияпункт постоянной дислокации; полевой лагерь
Материальное обеспечениедымовые шашки; учебные рецептуры ОВ (хлорпикрин, аммиачная вода); взрывпакеты; холостые патроны
Порядок проведенияНа маршрутах выдвижения в парк, на склады или пункт сбора создаются участки задымления, совмещённые с участками заражения, устраиваются засады с применением взрывпакетов и холостых патронов.

Для имитации действий противника, как правило, привлекаются разведывательное подразделение, с которым заранее скрытно проводятся тренировки.

Прием № 6.05«Звуковая имитация голосом»
Место проведениялюбые объекты учебно-материальной базы
Материальное обеспечениесанитарный автомобиль
Порядок проведенияНазначенный и специально обученный военнослужащий (из состава обучаемых) на наиболее важном этапе проведения занятия начинает имитировать ранение (контузию), приступ боли (падение на землю, болевая поза, крик, стон). Руководитель оставляет с этим военнослужащим 1-2 военнослужащих и продолжает занятие.

Такой «раненый» должен быть действительно эвакуирован, при этом специалисты медицинской службы должны выполнить все положенные действия (перевязка, укол, ярлык и т.д.).

Прием № 6.07«Доклад об обстановке и принятых решениях» – прием используется для формирования у каждого члена экипажа (состава расчета), подразделения психологической готовности к принятию решений при подготовке и ведения боя (действиям при вооружении и военной технике)
Место проведенияприказарменная учебно-материальная база; полигон; учебный корпус
Материальное обеспечениеличное оружие, экипировка; средства связи; средства имитации
Порядок проведенияРуководитель занятия при отработке упражнения (учебного вопроса) последовательно «выводит из строя» командиров и требует докладов об изменении обстановки, принятых решениях. Военнослужащие голосом (по средствам связи) докладывают о принятии командования, данных о положении противника, его объектах (целях), замещают выбывших при образцах вооружения (рабочих местах).

Руководитель занятия добивается кратких, точных и ясных сведений, наращивает обстановку, в т.ч. связанную с перемещением личного состава, вооружения и военной техники, изменением режима работы оборудования, эвакуации раненых.

По окончанию тренировки проводится разбор, на котором указывается на характерные ошибки, при необходимости осуществляется показ правил работы со средствами связи, действий при вооружении и военной технике.

Прием № 6.09«Повышение мотивации деятельности личного состава»
Место проведениялюбой объект учебно-материальной базы
Материальное обеспечениевидеокамера
Порядок проведенияДо личного состава доводится информация о съемках учебного (документального) фильма по теме проводимого занятия. Помощник руководителя (инструктор) осуществляет видеосъемку.
Прием № 6.10«Демонстрация боевых возможностей вооружения и боевой техники»
Место проведенияполигон; макеты техники и фортификационных сооружений; чучела, другие предметы, используемые в качестве мишеней
Материальное обеспечениештатное вооружение и военная техника
Порядок проведенияЛичному составу демонстрируются боевые возможности отдельных видов вооружения и военной техники.

Стрельба производится по заранее изготовленным макетам и чучелам с дополнительными средствами наглядности (подкрашенная вода, известь, сигнальная ракета, оранжевый дым, др.) Военнослужащие наблюдают, как поражается мишенная обстановка. Порядок поражения целей комментируется через звукоусиливающую аппаратуру. После прекращения огня личный состав выдвигается к мишеням и осматривает их. Результаты поражения комментируются соответствующим специалистом.

Прием используется при вводе в строй молодого пополнения, для показа возможностей ВВТ для личного состава подразделений специальных войск, тылового и технического обеспечения, при проведении «Дней открытых дверей», других мероприятиях военно-патриотической направленности.

8 ПРИЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ БОЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ, ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, МАКЕТОВ, СВОЙСТВ МЕСТНОСТИ
Прием № 8.22«Моделирование психологических факторов боя с использованием штурмовых (специальных) полос»
Порядок проведенияПрием может применяться при проведении проверок боевой готовности воинской части (подразделения). Полоса может преодолеваться как одиночными военнослужащими, так и составом отделений (расчетов, экипажей). В ходе выполнения приема выявляются индивидуальные психологические и физические характеристики военнослужащих, уровень слаженности и взаимовыручки подразделений. Прием выполняется в штатной экипировке, в т.ч. по весу и габаритам, с личным оружием. Средства имитации используются с учетом созданных препятствий.

Перед началом выполнения приема до обучаемых доводится приказ с тактическим фоном о преодолении полосы. Специалистами психологической и медицинской служб проводится опрос (осмотр) о состоянии здоровья, настроениях, проблемах, специалистами-психологами проводятся приемы, направленные на психофизиологическую мобилизацию.

Преодоление каждого участка (объекта) оценивается, при нарушении правил начисляются штрафные очки. При определении лучших военнослужащих (подразделений) учитывается время преодоления полосы.

На тактическом поле из подручных материалов готовится полоса препятствий, которая может включать участки (объекты):

1. Участок открытой местности (300-400 м) для скоростного передвижения с естественными препятствиями, затрудняющими движением (танковая колея, окопы, инженерные заграждения, др.);

2. Пролезание через участок трубы диаметром 1-1,5 м. и протяженностью 10-15 м;

3. Переползание по-пластунски (20-30 м), в т.ч. с преодолением участка с низко натянутой на кольях колючей проволокой, МЗП, под настилом из бревен (ЖБИ).

4. Бросок гранаты в цель (у каждого военнослужащего имеется 2-3 гранаты, высшая оценка выставляется при попадании в цель первой гранаты).

5. Устранение задержки при стрельбе (сборка, приведение в боевое положение) образца стрелкового оружия, орудия, др.;

6.Скоростное преодоление участка местности «Подъем в горку»[2];

7. Преодоление участка местности с искусственными препятствиями (автомобильные шины, бревна, бочки, ЖБИ, др.;

8. Преодоление высокого вертикального препятствия (при преодолении полосы подразделением создаются условия для преодоления препятствия только с помощью товарища);

9. Преодоление МВЗ, оказание помощи раненому, получившему МВТ (оказание первой медицинской помощи, переноска на расстояние
50-70 м). («Раненный» передает обучаемому информацию о необходимости подкрепления, подачи боеприпасов, уточняет их калибр, данные о «противнике», данные о потерях с перечислением воинских званий, фамилий, другую информацию)[3];

10. Отработка одного из нормативов[4] на штатной технике;

11. «Мозговой штурм» в ходе которого обучаемым вручаются планшеты с закрепленными листами с интеллектуальными заданиями (математические задачи, психологические и логические шарады, др.)[5];

12. Преодоление рва (окопа) с использованием подручных средств, помощи товарищей;

13. Обезвреживание учебной противотанковой (противопехотной) мины;

14. Преодоление участка пересеченной местности в противогазе
(50-70 м.);

15. Доклад командиру об обстановке, с предварительным приведением в рабочее состояние проводных средств связи (радиосвязи).

16. Захват и конвоирование пленного (пленных)[6].

17. После финиша специалистами-психологами проводятся мероприятия по закреплению морально-психологического настроя, проведение психологических приемов, направленных на сплочение воинских коллективов.

При подготовке разведчиков при преодолении полосы дополнительно могут включаться (создаваться) следующие элементы (условия):

1. Каждому обучаемому вручается маршрутная карта, на которой он кратко отражает информацию об обстановке (характеристики «противника», типы ВВТ, где находится (координаты на карте), когда обнаружены, наличие груза (оборудования), документов, других разведывательных признаков) а на обратной стороне – принятые решения (выявить, уничтожить, захватить, доложить, др.);

2. Движение по пересеченной местности (лесу) по схеме маршрута с компасом[7];

3. Обнаружение и обследование образца ВВТ (позиции) с разведывательными признаками «противника» (опознавательные знаки, маркировка ящиков с боеприпасами, документы, карты, др.), манекены, средства психологического воздействия («кровь» на документах, запахи, др.);

4. Обнаружение и обследование «трупа» противника;

5. Преодоление минного поля с минами-сюрпризами (минирование объекта);

6. Действия при попадании в засаду.

[1] – Приемы проводятся, как правило, специалистами-психологами в пункте постоянной дислокации в составе штатных подразделений (расчетов) численностью 10-15 чел.

[2] – Перед преодолением этапа может осуществляться его усложнение путем разделения военнослужащих на пары и связыванием их за одну ногу.

[3] – Полученную от «раненного» информацию обучаемый должен изложить в докладе при прохождении этапа №14, ее полнота и достоверность также оценивается при подсчете общих баллов. При необходимости руководитель занятия может давать наводящие вопросы.

[4]– Индивидуальные (групповые) нормативы отрабатываются на штатной технике по одному из предметов обучения.

[5] – На выполнение этапа отводится 30-45 сек.;

[6] – Оцениваются действия по захвату «пленных», полноценный обыск, соблюдение норм международного гуманитарного права. У пленных кроме автоматов должны быть спрятаны в обмундировании муляжи ножей, пистолетов. При невыполнении одного из условий обучаемому (обучаемым) начисляются штрафные баллы.

[7] – На маршрутной карте могут отражаться все этапы преодоления полосы, на каждом из них делаются отметки разными цветными карандашами.

Adblock detector