Поиск по сайту

Назначение, устройство и принцип работы средств коллективной защиты, установленных на штатной технике

13 апреля 2020 14:40


1. Средства коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ.
2. Средства коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники.


1. Средства коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ.

К средствам коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ относятся фильтровентиляционные установки автомобильные ФВУА -100, ФВУА-100Ф и фильтровентиляционная установка автомобильная агрегатированная ФВУА-100А. Они предназначены для оборудования герметизированных объектов автомобильной техники (кузовов-фургонов, прицепов, кабин и т. д.).

27.jpgОбщий вид фильтровентиляционной установки ФВУА-100 1 - фильтр-поглотитель ФПТ-200М; 2 - соединительный шланг; 3 - предфильтр ПФА-75

Установка ФВУА-100. Основные технические данные установки: число модификаций - 4, объемный расход воздуха - 100 м3/ч, масса - 57 кг, потребляемая мощность - 120/220 Вт.

В состав установки ФВУА-100 входят: предфильтр ПФА-75М, фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВ-100-12 или ЭВ-100-24, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.

Установка ФВУА-100Ф с повышенным ресурсом работы в запыленной атмосфере выпускается в четырех модификациях и отличается конструкцией электровентилятора и предфильтра.

Основные технические данные установки: число модификаций - 4, объемный расход воздуха - 100 м3/ч, масса - 51 кг, потребляемая мощность - 160/240 Вт.

В состав установки ФВУА-100Ф входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВЛ-100-12Ф или ЭВЛ-100-24Ф, противопыльный фильтр, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.

28.jpgОбщий вид фильтровентиляционной установки автомобильной ФВУА-100А: 1 - фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б);
2 - детали крепления и монтажа; 3 - корпус с блоком противопыльных кассет, электровентилятором и фильтром радиопомех; 4 - щит контроля.

Установка ФВУА-100А выпускается в двух модификациях с напряжением питания 12В и 24 В.

Основные технические данные установки: объемный расход воздуха - (100±5) м3/ч; масса - 50 кг; потребляемая мощность -190/240 Вт.

В состав установки ФВУА-100А входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), блок противопыльных кассет БПК-100, электровентилятор ЭВЛ-100-12 или ЭВЛ-100-24, фильтр радиопомех ФР-81Ф, щит контроля, комплект монтажных и крепежных деталей.

Фильтровентиляционные установки подвижных объектов бронетанкового вооружения и техники могут работать в режиме фильтровентиляции или чистой вентиляции. Для управления потоком воздуха, выходящим из нагнетателя-сепаратора, применяется клапанный механизм.

В зависимости от положения клапана поток воздуха, поступающий в объект, может быть направлен в обитаемое помещение через фильтр-поглотитель или минуя его. В первом случае воздух полностью очищается от всех вредных примесей, а во втором - только от радиоактивной пыли и частично от аэрозолей ОВ и БА. Переключение клапана в положение, при котором воздух поступает в фильтр-поглотитель, производится вручную или автоматически с помощью коммутационной аппаратуры по сигналу прибора химической разведки типа ПРХР и ПКУЗ-1.

Проверка правильности монтажа и исправности фильтровентиляционных установок. Монтаж ФВУ на подвижных объектах вооружения и военной техники производится, как правило, на заводах-изготовителях объектов согласно типовым схемам размещения.

При поступлении объекта в часть и при его дальнейшей эксплуатации проводится осмотр, проверка работоспособности установки и герметичности корпуса объекта.

При осмотре проверяется комплектность фильтровентиляционной установки, соответствие размещения составных частей монтажным схемам, возможное наличие коррозии на металлических поверхностях, повреждений корпуса фильтра-поглотителя, вентиляционного защитного устройства и других элементов установки.

Работоспособность фильтровентиляционных установок автомобильных и герметичность кузова-фургона проверяется путем включения установок на 10-15 мин. Перед включением установок проверяются:

  • исправность заглушки выходного патрубка установки, которая должна легко вращаться;

  • положение стрелки прибора контроля, которая должна находиться в нулевом положении;

  • состояние закрепления, а также сохранность (отсутствие трещин) резиновых трубок на штуцерах прибора контроля.

Включение установки производится в следующей последовательности:

  • установить вставку на щите контроля в положение «Подпор»;

  • включить электровентилятор установки при помощи АЗС-40;

  • открыть заглушку воздуховода до отказа;

  • закрыть плотно двери, окна и люки объекта;

  • при наличии на объекте регулирующего клапана избыточного давления установить с его помощью необходимое избыточное давление в объекте.

Подпор в кузове-фургоне при номинальном объемном расходе установки должен составлять не менее 25 мм вод.ст. При подпоре менее указанного значения необходимо принять меры по повышению герметичности кузова-фургона.

Работоспособность установки и герметичность корпуса объектов БТВТ проверяются путем пробного включения установки на 10-15 мин при полной герметизации объекта. Должны быть закрыты люки, двери, бойницы и клин затвора пушки, вытяжные вентиляторы должны быть выключены и их заслонки закрыты. Перед включением установки и измерением подпора в объекте двигатель танка (БМП, БТР и др.) должен работать на средних оборотах, снижение напряжения на клеммах аккумуляторных батарей автомобиля должно быть не более 10% от номинального значения. Подпор может быть измерен с помощью жидкостного манометра при работе установки как в режиме чистой вентиляции (воздух поступает в объект, минуя фильтр-поглотитель), так и в режиме фильтровентиляции (воздух поступает в объект через фильтр-поглотитель).

Измерение производится в следующей последовательности:

  • вывернуть сквозной болт из корпуса объекта;

  •   на один конец жидкостного манометра надеть резиновую трубку, другой конец которой через образовавшееся отверстие ввести внутрь обитаемого отделения объекта, место ввода загерметизировать;

  • загерметизировать объект (закрыв все двери, окна, люки и т.д.);

  • включить ФВУ в требуемый режим работы;

  • расстояние между верхним и нижним менисками жидкости в манометре соответствует подпору, создаваемому в обитаемом отделении объекта.

Герметичность трассы установки и качественное состояние фильтра-поглотителя по парам и аэрозолям ТХ проверяется с использованием хлорпикрина (этилмеркаптана, вещества СS). Перед проверкой объект герметизируется, пускается двигатель объекта и включается установка. Проверка производится, как указано в п. 2.12. При обнаружении в объекте запаха хлорпикрина (этилмеркаптана, СS) необходимо заменить фильтр-поглотитель и повторить проверку. В случае повторного обнаружения запаха проверяется герметичность трассы ФВУ путем смачивания мыльно-пенным раствором мест соединения воздуховодов и гнезда клапана. Обнаруженные неисправности устраняются затяжкой соединительных муфт и ремонтом клапанного механизма. Личный состав, находящийся в объекте при проверке установки, в случае обнаружения запаха этилмеркаптана (вещества СS) должен надеть противогазы и выйти из объекта.

После окончания проверки объект проветривается путем открывания окон, люков, дверей и включения системы вентиляции.

2. Средства коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники.

К средствам коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники относятся коллекторные фильтровентиляционные установки ФВУ-3,5, ФВУ-7, ФВУ-15 , ФВУА-15 и ФВУ-20. Они предназначены для очистки от ТХ, РП и БА воздуха, подаваемого под лицевые части противогазов экипажей негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники. Технические характеристики установок приведены в таблице.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОЛЛЕКТОРНЫХ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТАНОВОК

Параметр

ФВУ-3,5

ФВУ- 7

ФВУ-15

ФВУА-15

ФВУ -20

Количество защищаемых людей

1

2

3-4

3-4

3-5

Объемный расход воздуха,м3

3,5

7

15

15

20

Напряжение питания, В

27

27

27

12 и 24

12 и 24

Мощность, потребляемая электродвигателем, Вт

20

20

25

25

80

Мощность*, потребляемая ФВУ при включенных электрокалориферах, Вт

130-180

160-280

190-460

160-370

115

Напор электровентилятора, мм вод.ст.

90

100

100

100

187

Сопротивление постоянному потоку воздуха фильтров-поглотителей (фильтрующе-сорбирующих кассет), мм вод.ст.

30

45

35

35

45

Сопротивление постоянному потоку воздуха ФВУ, мм вод.ст.

60

70

65

65

70

Габариты фильтров-поглотителей (кассет), мм

150х120**х8,5

154х122**х15

365х154х290

365х154**х30

150х175**х36

Масса комплекта, кг

8,5

15

24

30

36

* Приведена мощность в зависимости от количества защищаемых людей и количества включенных спиралей электрокалорифера.

** Приведены диаметр и высота кассет.

Хранение коллекторных ФВУ на базах и складах в заводской упаковке допускается в течение 15 лет, а фильтровентиляционной установки ФВУ-20 -10 лет. Среднее время эксплуатации на технике учебно-боевого парка не должно превышать 250 ч. В объектах техники боевого парка годовое время эксплуатации установок не должно превышать 20 % указанного лимита для учебно-боевых машин.

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-3,5

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-3,5:

1- фильтровентиляционный агрегат ФВА-3,5; 2 - резинотканевый шланг; 3 - раструб с клапаном; 4 - фильтрующе-поглощающая коробка; 5 - соединительная трубка; 6 - шлем - маска.

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-7

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-7:

1 - фильтровентиляционный агрегат ФВА-7; 2 - резинотканевый шланг; 3 - шлем-маска; 4 - клапан с резьбовым соединением; 5 - раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой; 6 - электрокалорифер КЭ-3,5; 7 - соединительная трубка противогаза.

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-15

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-15:

1- шлем маска; 2 - фильтр-поглотитель; 3 - электровентилятор ЭВ-15; 4 - сумка с фильтрующе-поглощающей коробкой; 5 - резинотканевый шланг; 6 - электрокалорифер КЭ-3,5.

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУА-15

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУА-15:

1 - электровентилятор ЭВ-15-12; 2 - фильтр-поглотитель ФП-15; 3 - резинотканевый шланг; 4 - переходник (коллектор); 5 - клапан с резьбовым соединением; 6 - раструб; 7 - фильтрующе-поглощающая коробка; 8 - электрокалорифер КЭ-3,5; 9 - соединительная трубка противогаза; 10 - шлем-маска .

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-20

Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-20:

1 - электрокалорифер КЭ-3,5; 2 - клапан с резьбовым соединением; 3 - резиновый шланг; 4 - коллектор; 5 - резинотканевый шланг; 6 - фильтровентиляционный агрегат ФВА-20; 7 - маска противогаза.

В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-15 и ФВУА-15 используются соответственно электровентиляторы ЭВ-15 и ЭВ-15-12 (ЭВ-15) совместно с фильтром-поглотителем ФП-15.

В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-3,5 и ФВУ-7 используются фильтровентиляционные агрегаты ФВА-3,5 и ФВА-7, включающие электровентиляторы и фильтрующе-сорбирующие кассеты.

Основным элементом фильтровентиляционной установки ФВУ-20 является фильтровентиляционный агрегат ФВА-20, включающий в себя воздухозаборное устройство, предфильтр ПФ-20, электровентилятор ЭВ-20, сорбирующий блок Б-50 и противоаэрозольный фильтр ПАФ-20.

В комплект коллекторных фильтровентиляционных установок входят электрокалориферы КЭ-3,5.

Для соединения коммуникаций установок используются резинотканевые шланги, подводящие воздух от агрегатов к рабочим местам членов экипажа, а также герметичные клапаны и раструбы для подсоединения фильтрующе-поглощающих коробок типа ЕО-18К и ФВУ, переходники и соединительные элементы.

Соединение раструбов с фильтрующе-поглощающими коробками осуществляется с помощью стяжных хомутов. Для повышения герметичности соединения между раструбом и фильтрующе-поглощающей коробкой помещается резиновая муфта.

Раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой присоединяется к фильтровентиляционной установке через клапан с помощью резьбового соединения. В этом положении клапан открыт. Раструб с коробкой помещается в сумке для противогаза.

В состав ФВУ-20 входит дифманометр-напоромер для измерения величины объемного расхода воздуха установки и автомат защиты сети. Установки ФВУА-15 и ФВУ-20 имеют в своем составе фильтр радиопомех.

Принцип работы коллекторных фильтровентиляционных установок заключается в следующем. Воздух, содержащий ТХ, РП и БА, подается электровентилятором непосредственно из объекта и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующе-сорбирующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух по шлангам подается через фильтрующе-поглощающие коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух подогревается в электрокалориферах.

Проверка правильности монтажа и исправности коллекторных фильтровентиляционных установок.

Коллекторные фильтровентиляционные установки монтируются на объектах техники по схемам, приведенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации.

Правильность монтажа и исправность установок проверяется после монтажа и в процессе последующей эксплуатации. Проверка осуществляется внешним осмотром и оценкой работоспособности установок.

При осмотре проверяются комплектность и качество сборки установок, соответствие сборки монтажным схемам, наличие коррозии, механических повреждений и других видимых неисправностей. Элементы установок не должны мешать действиям экипажа.

Работоспособность установок проверяется путем их кратковременного (на 5-10 мин) включения в работу. Предварительно с помощью штатных электроизмерительных приборов объектов техники проверяется напряжение бортовой электрической сети. Отсутствие посторонних шумов и нормальная подача воздуха под лицевые части противогазов при работе установок свидетельствует об их исправности. Ввиду двойной очистки воздуха (в фильтре-поглотителе и фильтрующе-поглощающей коробке) герметичность трассы ФВУ может не проверяться. Методика проверки исправности элементов коллекторной ФВУ приведена в таблице.

МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФВУ

Что
проверяется

Способ
проверки

Технические
требования

Правильность сборки узлов

Внешний осмотр

Соответствие схемам монтажа и комплектации, указанным в инструкции по эксплуатации, комплектовочных ведомостях и других документах.

Электровентиляторы

Подключение к сети

Нормальное обеспечение подачи воздуха, отсутствие постороннего шума.

Фильтры-поглотители (фильтрующе-погло-щающие коробки)

Внешний осмотр

Отсутствие вмятин глубиной более 5 мм, пробоин, трещин. Отсутствие коррозии, повреждений маркировки.

Резиновые шланги

Внешний осмотр

Отсутствие внешних сильных перегибов, проколов, огрубления резины. Шланги на патрубках ФП и переходниках должны быть плотно закреплены стяжными хомутами.

Электрокалориферы

Внешний осмотр

Способ подключения должен соответствовать требуемой степени нагрева воздуха в зависимости от температуры окружающей среды.

Порядок и правила эксплуатации коллекторных фильтровентиляционных установок.

В мирное время эксплуатация установок на объектах техники допускается в ограниченных пределах (аналогично нормам и правилам эксплуатации ФВУ герметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники) исключительно в целях обеспечения обучения войск действиям в условиях применения ОМП.

В боевых условиях включение установок производится по приказу командира, по сигналу оповещения о химическом, биологическом и радиоактивном заражении или самостоятельно при артиллерийских налетах, авиационных и ракетных ударах противника.

При действиях объектов на зараженной местности люки и двери должны быть закрыты, если это не мешает экипажам выполнять боевую задачу.

Заблаговременное включение установок в работу производится в следующей последовательности:

  • включается автомат защиты электрической сети АЗС-20;

  • снимаются с места крепления концевые резинотканевые шланги с герметичными клапанами на них;

  • снимаются заглушки с клапанов и укладываются в сумки для противогазов;

  • открываются клапаны-карманы на сумках для противогазов, обеспечивающие свободный доступ воздуха к раструбам, закрепленным на фильтрующе-поглощающих коробках. Раструбы должны быть заблаговременно надеты на фильтрующе-поглощающие коробки и уложены в сумки для противогазов при монтаже ФВУ;

  • присоединяются к установкам фильтрующе-поглощающие коробки, для чего раструбы с помощью ввинтных гаек соединяются с клапанами ФВУ. Фильтрующе-поглощающие коробки и раструбы из сумок для противогазов не вынимаются;

  • при отсутствии в объекте системы отопления и температуре воздуха ниже 5°С между фильтрующе-поглощающими коробками и лицевыми частями противогазов устанавливают электрокалориферы КЭ-3,5, которые включаются в электрическую сеть через штепсельные разъемы. Для создания нормальных условий работы экипажа при температуре воздуха от плюс 5 до минус 14°С включается одна спираль электрокалориферов, при температуре от минус 15°С до минус 25°С - две спирали, при температуре ниже минус 25°С - три спирали. Количество рисок на вилке штепсельного разъема соответствует количеству включаемых спиралей. Включение электрокалориферов в сеть производится только при работающих фильтровентиляционных установках;

  •  личный состав экипажа надевает шлем-маски противогазов.

При внезапном применении противником химического оружия или биологических аэрозолей члены экипажа в первую очередь надевают противогазы, а затем производят включение фильтровентиляционных установок.

В случае выхода одного или нескольких членов экипажа из объекта фильтрующе-поглощающие коробки отсоединяются от работающих установок. При этом освободившиеся клапаны установки автоматически закрывают выход очищенного воздуха из резинотканевых шлангов наружу, благодаря чему не нарушается снабжение чистым воздухом остающегося в объекте личного состава.

Выключение ФВУ производится по команде или самостоятельно после выхода объекта из зараженной атмосферы, после проветривания объекта и проверки в нем чистоты воздуха с помощью табельных приборов химической разведки. Для более быстрого проветривания объектов, вышедших из зараженной атмосферы, можно, если это допускается обстановкой, открывать люки, двери и т. п., а также включать имеющиеся на объектах вентиляционные устройства.

Для выключения установки необходимо:

  • снять противогазы;

  • выключить электрокалориферы;

  • выключить автомат защиты электрической сети;

  • отсоединить фильтрующе-поглощающие коробки с раструбами от установок и закрыть клапаны-карманы в сумках для противогазов;

  • вложить в сумки для противогазов лицевые части противогазов и штепсельные разъемы электрокалориферов;

  • закрыть клапаны установки заглушками;

  • закрепить резинотканевые шланги с клапанами на установленных для них местах.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Правила поведения на зараженной местности. Способы и пути сохранения боеспособности личного состава. Основные требо-вания по организации выполнения задач в условиях заражения

1. Правила поведения на зараженной местности.
2. Способы и пути сохранения боеспособности личного состава....

Состав и обязанности внутреннего наряда в убежище. Порядок входа в убежище и выхода из него в условиях заражения

1. Состав и обязанности внутреннего наряда в убежище.
2. Порядок входа в убежище и выхода из него в...

Средства коллективной защиты. Назначение и общие устройство средств коллективной защиты, их классификация. Общие правила использования и требования безопасности при работе со средствами коллективной защиты

1. Средства коллективной защиты.
2. Классификация, назначение и общие устройство средств коллективной...

Практическая работа со средствами коллективной защиты, установленными на штатной технике подразделения (ПРХР, ПКУЗ, ФВУ, ФВУА, исполнительными механизмами средств коллективной защиты объекта). Контроль работы средств коллективной защиты личного состава

1. Практическая работа с прибором химической разведки ПРХР
2. Практическая работа с прибором химической...

Порядок использования для защиты личного состава вооружения и техники, окопов, траншей, щелей, блиндажей, убежищ, сооружений и защитных свойств местности

1. Порядок использования для защиты личного состава вооружения и техники.
2. Порядок использования для...

Техническое обслуживание

1. Техническое обслуживание фильтровентиляционных установок.
2. Техническое обслуживание коллекторных...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram