Поиск по сайту

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобу-са. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности.

26 октября 2019 12:59


1. Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов.

2. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок.

3. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма.

4. Опасности при движении задним ходом.

5. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов


Тема: ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ, ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Учебные вопросы:

1. Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов.

2. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок.

3. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма.

4. Опасности при движении задним ходом.

5. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов.

1. Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов

Ежегодно число пострадавших пешеходов возрастает. Самым распространенным видом дорожно-транспортных происшествий является наезд на пешехода. Рост числа пострадавших в ДТП пешеходов происходит более быстрыми темпами, чем увеличение общего числа пострадавших в ДТП. Особенно велики масштабы и уровень смертельного травматизма среди пешеходов. Высокая доля наезда на пешеходов происходит на остановках общественного транспорта или в непосредственной близости к ним.

Под зоной остановки общественного транспорта понимается участок дороги протяженностью от 15 м от остановочных площадок, а при их отсутствии - от указателя остановки.

Наибольшую опасность в зоне остановки представляют пешеходы, которые могут внезапно появиться из-за стоящих транспортных средств.

При проезде остановок общественного транспорта со стоящими на них транспортными средствами в темное время суток при небольшой интенсивности следует включить фары (переключить), чтобы предупредить пешеходов. Пешеходы могут переходить дорогу по проезжей части в зоне подземных переходов. Особенно это вероятно в том случае, если на противоположной стороне дороги располагаются «центры тяготения» (станции метро, производственные, культурные, торговые объекты и т.п.).

На двух-трехполосных дорогах пешеходы могут переходить дорогу, обходя автобус сзади, не убедившись в отсутствии встречных автомобилей.

При проезде на узких дорогах мимо стоящего автобуса следует ожидать выхода пешехода сзади автобуса, поэтому необходимо снизить скорость, увеличить боковой интервал, заблаговременно выбрать свободный ход педали тормоза.

Пешеходный переход также является местом повышенной опасности. В этой конфликтной зоне часто совершают ошибки как пешеходы, так и водители.

Девятая часть от всех наездов на пешеходов происходит на пешеходных переходах. Водитель в соответствии с ПДД «при повороте направо или налево должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает...».

При проезде пешеходного перехода, когда сзади на соседней полосе движения приближается с большой скоростью автомобиль (что видно в зеркало заднего вида), следует быть готовым к тому, что пешеход, начав переходить дорогу, может побежать назад. Особенно часто это бывает, когда пешеход - женщина, ребенок или пожилой человек. Поэтому надо быть готовым к принятию мер по предупреждению ДТП.

Особую осторожность при проездах пешеходных переходов надо проявлять в условиях снегопада. Старайтесь обеспечить чистоту стекол автомобиля (включите щетки, по мере необходимости очищайте и боковые стекла, опуская и поднимая их). Увидев пешехода с поднятым воротником, надвинутой на глаза шапке, в капюшоне, будьте готовы к тому, что он может начать переходить дорогу, не заметив автомобиля.

При совершении самых различных маневров в условиях ограниченной видимости водителям следует все время помнить, что из-за помехи может неожиданно появиться пешеход. В солнечную погоду пешехода, скрытого за какой-либо помехой, можно заметить по тени. А на расстоянии до 50 м можно обнаружить пешехода по ногам, которые видны в дорожном просвете.

Совершая поворот надо всегда оставлять достаточный интервал между автомобилем и бровкой тротуара, чтобы этот маневр был безопасен для пешеходов, подошедших вплотную к проезжей части.

Особую опасность на дорогах представляют дети. Заметив у дороги играющих детей, водитель должен снизить скорость движения и выбрать свободный ход педали тормоза. После стоянки автомобиля для предупреждения наезда на детей при движении задним ходом во дворе необходимо убедиться на в отсутствии.

2. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Требование данного пункта относится к ситуации, связанной с остановочными пунктами трамваев, линия которых проложена по середине дороги. Однако на практике такие ситуации встречаются и при расположении трамвайной линии с одной стороны дороги, а также на автобусных и троллейбусных остановках, которые по условиям организации движения размещаются не у края проезжей части.

Преимуществом в движении перед транспортными средствами пользуются только те пешеходы, которые пересекают проезжую часть со стороны дверей маршрутного транспортного средства.

Преимущество пешеходов сохраняется, пока маршрутное транспортное средство стоит на остановке. При этом не имеет значения, производится ли посадка и высадка пассажиров с проезжей части или с посадочной площадки.

При наличии посадочной площадки водитель обязан дать возможность пассажирам, вышедшим из маршрутного транспортного средства, перейти проезжую часть от площадки до тротуара.

При отсутствии пешеходов на проезжей части в зоне остановки водитель может продолжать движение мимо стоящего маршрутного транспортного средства с соблюдением соответствующих мер предосторожности.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить группу детей.

Снижать скорость при подъезде к остановившемуся транспортному средству с опознавательным знаком «Перевозка детей» водитель обязан независимо от наличия детей на тротуаре или обочине.

Необходимость остановки возникает в случае, если группа детей начала движение через проезжую часть дороги, а также в случае подачи сигнала лицами, сопровождающими детей, о намерении перейти дорогу.

Приближаясь к автобусу (троллейбусу), стоящему на обозначенной остановке, следует учесть «мёртвую зону», а также заранее спланировать свои действия с учётом того, что при отъезде от обозначенных остановок общественный транспорт имеет преимущество даже при выезде сразу на вторую полосу (например, если перед ним кто-то стоит). Чтобы этот маневр не стал для Вас неожиданным, и Вы смогли уступить дорогу автобусу (троллейбусу) без резкого торможения, Вам необходимо держать под контролем его левые указатели поворота. Они включатся в тот момент, когда посадка-высадка пассажиров закончится, и водитель начнёт готовиться к отъезду от остановки (при условии, что водитель подаст их вовремя).

3. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма

3.1. Зоны концентрации пешеходов.

Зоны концентрации пешеходов это участки территории города, на которых осуществляется движение населения в прогулочных и культурно-бытовых целях, в целях транзитного передвижения и которые обладают определенными характеристиками: наличие остановок скоростного внеуличного и наземного общественного транспорта, высокая концентрация объектов обслуживания, памятников истории и культуры, рекреаций (санатории, профилактории, пансионаты и другие) и т.п., высокая суммарная плотность пешеходных потоков. Пешеходные зоны могут формироваться на незастроенных пространствах между городскими строениями, на открытых местах перед большим зданием, на широких улицах с аллеями посредине, на пешеходных улицах, на пешеходных частях площадей города.

3.2. Пришкольная зона.

Пришкольная зона (пришкольный участок), это территория, законодательно закрепленная за школой и предназначенная для различных учебных и эстетических целей. В состав пришкольного участка (зоны) входят все земельные участки школы, свободные от административных и хозяйственных построек, пригодные для роста и развития растений, разведения животных и птиц, пешеходные и подъездные пути.

3.3. Местные проезды, дворы - меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма.

В Правилах термину «Жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

На этих территориях, как правило, движение пешеходов имеет преобладающий характер. В то же время движение транспортных средств имеет эпизодический характер и осуществляется по проездам и улицам местного значения. Знак 5.21 действует по зональному принципу, т.е. зона его действия ограничивается «отбойным» знаком 5.22 «Конец жилой зоны». Водитель в пределах «жилой зоны» во всех случаях обязан уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части, в том числе и вне пешеходных переходов.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

В настоящем пункте изложены ограничения на режим движения и стоянки транспортных средств в пределах «жилой зоны».

Движение транспортного средства через «жилую зону» рассматривается как сквозное (транзитное) при наличии двух следующих условий:

-                   въезд в зону и выезд из нее осуществлялись через разные пункты доступа;

-                   водитель в пределах зоны не имел конечного или промежуточного пункта назначения, т.е. не производил остановку, связанную с выходом из транспортного средства, посадкой или высадкой пассажира, погрузкой или разгрузкой.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, если в них есть потребность, должны быть обозначены дорожным знаком 5.15 «Место стоянки» с дополнительной табличкой 7.4.1 и (или) дорожной разметкой.
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

«Жилая зона» имеет статус прилегающей к дороге территории по отношению к дороге или дорогам, ограничивающим «жилую зону» с одной или нескольких сторон. Поэтому, выезжая из «жилой зоны», водитель обязан пропустить как пешеходов, так и другие транспортные средства независимо от направления их движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

В отличие от «жилой зоны» дворовые территории не имеют сети улиц местного значения и проездов. Однако все ограничения на движение транспортных средств, перечисленных в пунктах 17.1 - 17.3 Правил, действуют и на этих территориях, хотя последние, как правило, не обозначаются знаками 5.21 и 5.22.

Следует обратить внимание на то, что данный пункт Правил вводит запрещение на использование так называемых проходных дворов для транспортной связи между двумя улицами, так как согласно пункту 17.2 Правил сквозное движение через «жилую зону» запрещено.

Под дворовой территорией следует понимать пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями. Внутри дворовых территорий, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории. Дворовые территории наиболее характерны при так называемой поквартальной городской застройке, получившей распространение во многих городах

4. Опасности при движении задним ходом

Движение задним ходом – это один из самых опасных для водителей манёвр. Ему уделяется не слишком много внимания, поэтому большинство автовладельцев, осуществляют движение задним ходом неправильно. Как следствие – многочисленные ДТП, самыми распространенными из которых являются столкновение и наезд на пешехода. Штраф за неправильное движение задним ходом не велик (от ста до пятисот рублей), а потому автомобилисты, не задумываясь подчас о последствиях, продолжают нарушать.

Следует отметить, что ДТП при движении задним ходом действительно весьма часты.

Всего нужно чётко понимать, в каких ситуациях, движение задним ходом запрещено категорически. Манёвр нельзя применять:

-                   на перекрестках;

-                   на пешеходных переходах;

-                   в тоннелях;

-                   на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

-                   на железнодорожных переездах.

Кроме того водитель ни при каких обстоятельствах не должен включать заднюю скорость:

-                   в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

-                   в местах остановок маршрутных транспортных средств;

-                   и на автомагистралях.

На дорогах с односторонним движением задний ход не запрещен, однако его использование возможно лишь до тех пор, пока на дороге не появится перекресток, туннель, мост или другое сооружение из списка.

Движение задним ходом разрешается только в том случае, когда оно не создаст помех другим автомобилям, мотоциклам, пешеходам и другим участникам дорожного движения. Из этого следует один очень простой вывод. Если автомобиль двигался задним ходом и стал участником дорожно-транспортного происшествия, то в ДТП обязательно виноват его водитель.

Аварии вследствие движения задним ходом чаще всего происходят в процессе парковки. ДТП может возникнуть в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало, вместо всех трех). Чаще всего столкновение происходит именно между автомобилем, выполняющим параллельную парковку, и автомобилем, «подперевшим» его сзади.

Следует отметить, что, включая заднюю скорость, автовладелец имеет шанс попасться на удочку мошенников, зарабатывающих на автоподставах. Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью на парковках вблизи супермаркетов и крупных магазинов. Причинами ДТП, как и в предыдущих случаях, служит невнимательность водителей, дающих задний ход. Вот почему особенно важно при движении между парковочными рядами пристально следить за автомобилями слева и справа от Вас. Особенно в ситуации, когда Вы выполняете вынужденную остановку, чтобы пропустить выезжающий автомобиль.

5. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов

Водители обязаны уважать всех участников дорожного движения, и велосипедистов в том числе.

Многие автолюбители вообще не думают о велосипедах, и часто даже не видят их. Необходимо высматривать велосипедистов в тех местах, где они могут появиться. Особенно пристально необходимо осматривать перекрестки - там могут быть ребята, игнорирующие сигналы светофора, выполняющие развороты на проезжей части, или совершающие хаотичные перестроения.

Велосипедисты получают травмы и погибают во многих случаях от того, что едут в неправильном направлении (против движения потока машин).

Необходимо быть особенно внимательным, когда видишь, что велосипедист собирается въехать в поток машин при приближении к перекрестку. Здесь нужно уступить велосипедам дорогу так же, как если бы они были автомобилями - правила здесь те же. Не нужно «прижиматься» к ним, и «подрезать» их.

Не сигнальте, пытаясь согнать велосипедиста с дороги. От неожиданности тот может потерять управление или выехать на дорогу. Помните - велосипедисты тоже имеют право находиться здесь, поэтому обгоняют их, только убедившись, что обгон никому не мешает и абсолютно безопасен. Объезжать велосипедиста необходимо на достаточном расстоянии. Рекомендуемое расстояние между машиной и велосипедом - полтора метра (для легкового автомобиля). Если места для обгона недостаточно - нужно следовать за ним на безопасном расстоянии, пока такая возможность не появится.

Необходимо оставлять велосипедистам достаточно места для объезда препятствий. Очень часто на пути у них валяется мусор, битое стекло и тому подобное. Канализационная решетка или водосточная канава тоже могут стать проблемой для велосипедиста. Велосипедисты могут вырулить на дорогу, чтобы объехать это препятствие. Поэтому нужно предусматривать эту возможность, сбавить скорость, и дать им больше пространства для маневра.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной).

Аптечка для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильная)...

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обмо-рока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотече-ния, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. - длительное сдавливание конечностей), термические поражения

1. Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы,...

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повре-ждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия. Методы высвобождения пострадавших при извлече-нии из транспортного средства. Правила и порядок осмотра

1. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП.

2. Характерные...

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП. Тяжесть последствий ДТП. Административная и уголовная ответственность.

1. Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП. Права сотрудников ...

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

1. Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках. Паркование. Типичные опасные...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram