Главная / Профессионально-должностная подготовка офицеров / ОГП подготовка / Место и роль офицеров в воспитательной работе в период военного реформирования

Место и роль офицеров в воспитательной работе в период военного реформирования

Ответственность за руководство и организацию воспитательной ра­боты личного состава несет ко­мандир части, а непосредственно организацию и проведение воспи­тательной работы осуществляет за­меститель командира по воспита­тельной работе. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир (начальник) на ос­нове задач, решаемых в государст­ве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчинен­ных. Следовательно, командиры подразделений, начальники всех степеней, офицеры и прапорщики (мичманы) структур, штабов, служб в той или иной мере явля­ются субъектами системы воспита­ния военнослужащих в соедине­нии. части. 

Приказом МО РФ 1995 года № 235 определены основные направ­ления воспитательной работы: 

— общественно-государственная подготовка и информирование личного состава;

 — военно-социальная работа; 

— психологическая работа; 

— культурно-досуговая работа. 

Одним из испытанных и надеж­ных направлений формирования у личного состава высоких мораль­ных качеств, понимания важности выполнения воинского долга вы­ступают общественно-государст­венная подготовка и информирова­ние войск. ОГП многофункцио­нальна. Она решает просветитель­скую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его воору­женной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огром­ный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необ­ходимо, чтобы занятия по ОГП были интересными, доступными, позволяющими слушателям раз­мышлять самостоятельно. 

При правильной постановке де­ла общественно-государственная подготовка может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить заня­тия в форме диалога, давать воз­можность военнослужащим выска­зываться по наболевшим вопро­сам, находить такие формы заня­тий. которые способствуют наибо­лее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ОГП — это ка­нал двусторонней связи команди­ров (начальников) со своими под­чиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально-доверительны­ми. 

Одна из серьезных проблем со­временной информационной эпо­хи — противоречие между преж­ними формами и методами прове­дения занятий и новыми инфор­мационными технологиями. Вос­питывая личность гражданина-во­ина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели ранее, социально-информационном из­мерении. Даже с учетом испыты­ваемых сегодня финансовых труд­ностей во многих частях при про­ведении занятий по ОГП уже ис­пользуются видеофильмы. В на­стоящее время в соответствии с тематикой ОГП созданы и направ­лены в войска (силы) 20 учебных видеофильмов (выпуск 1, 2, 3, 4), которые могут успешно использо­ваться в качестве эффективного средства усиления восприятия и усвоения учебного материала сол­датами (матросами) и сержантами (старшинами). В перспективе эта работа будет продолжена. 

Базисным звеном воспитания личного состава в современных условиях является военно-социаль­ная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жиз­недеятельность, способствует ка­чественному выполнению должно­стных обязанностей, предопреде­ляет морально-психологическое состояние войск. Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспе­чении социальных и правовых га­рантий военнослужащих, коман­диры и начальники, офицеры ор­ганов воспитательной работы вы­ступают проводниками идей соци­альной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воин­ских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупрежде­нию и снятию социальной напря­женности. При этом руководством к действию должен быть тезис, высказанный министром обороны РФ И.Д. Сергеевым: “Идеология реформы Вооруженных Сил осно­вывается на том, что жизнь воен­нослужащих — государственная ценность, их личные свободы не­прикосновенны, а неизбежные ог­раничения и риск должны ком­пенсироваться дополнительными правами и льготами, престижно­стью военной службы”. 

В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководите­лями регионов, областей, где дис­лоцируются воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, сво­евременной выплате денежного довольствия, оказание материаль­ной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и т.д. 

Взаимодействие с представите­лями комитетов солдатских мате­рей, организациями родителей во­еннослужащих также помогает ре­шать проблемы социальной защи­ты воинов, их воспитания, повы­шения престижа воинского труда. 

В современных условиях важ­нейшим направлением воспита­тельной работы становится взаи­модействие с религиозными объе­динениями. Оно способствует бо­лее полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу сове­сти, нравственному воспитанию личного состава, профилактике суицидальных настроений.

Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на форми­рование у личного состава опреде­ленных качеств, необходимых для военной службы. В большинстве соединений, частей имеются пси­хологи, которые занимаются орга­низацией психологической рабо­ты, изучают и прогнозируют соци­ально-психологические процессы, занимаются профилактикой нега­тивных проявлений поведения личного состава, формируют необ­ходимые военнослужащим психо­логические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко прихо­дит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэто­му каждый офицер, прапорщик (мичман) должен принимать уча­стие в нелегком деле ее воспита­ния. 

Понимая, насколько необходима работа военных психологов непос­редственно в подразделении, рас­сматривается возможность введе­ния должности психолога в ба­тальонах, дивизионах (на кораблях 3 ранга), то есть там, где негатив­ному воздействию психологиче­ских нагрузок подвержены воен­нослужащие, решающие конкрет­ные задачи. Проводимый в этом году в двух соединениях (МВО, ЛенВО) эксперимент позволяет предположить возможность подня­тия на качественно иной уровень индивидуальной работы с личным составом непосредственно в роте (батарее). 

Полнокровный процесс воспита­ния предполагает формирование высокой духовной культуры, нрав­ственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себя: раз­витие самодеятельного художест­венного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими раз­личных зрелищных мест (музеев, выставок, театров). 

Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодея­тельности в частях, гарнизонах, эффективное использование воз­можностей Домов офицеров, штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов. 

И в дальнейшем следует все средства, формы и методы куль­турно-досуговой работы в частях направлять на повышение уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробужде­ние чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочислен­ным проявлениям низкопробной культуры. 

Таким образом, воспитательная работа в соединении (части) должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований ру­ководства страны к Вооруженным Силам, изложенным в “Основах (концепции) государственной поли­тики Российской Федерации по во­енному строительству на период до 2005 года”, на формирование у во­еннослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верно­сти Отечеству, гордости за принад­лежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. 

В этой сложной работе каждому офицеру, прапорщику (мичману) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждо­го в учебно-воспитательном процес­се. Ведь от качества воспитатель­ной работы напрямую зависят уро­вень боеспособности и боеготовно­сти соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопоряд­ка и, в конечном счете, успехи во­енного реформирования.

Adblock detector